Фото Reuters
Недавний опрос одного из ведущих немецких институтов общественного мнения Insa для политического журнала Cicero показал, что после своей внеплановой пресс-конференции, посвященной проблеме июльских терактов в Баварии поддержка канцлера Ангелы Меркель населением страны неуклонно снижается. Согласно опросу, 64% всех опрошенных, то есть почти две трети, не хотят, чтобы Меркель в четвертый раз в 2017 году заняла пост федерального канцлера. Причем в отношении канцлера особых различий в старых федеральных землях и в новых федеральных землях (бывшей ГДР) не наблюдается. В первых ей не доверяют 63,8% опрошенных, а в новых землях – 64,8%. На некоторых же территориях бывшей ГДР отклонение Меркель как политика доходит от 76 (в Саксонии) до 79% (в Тюрингии). Даже в тех западногерманских землях, где к нынешнему канцлеру относятся более или менее благосклонно, ее кандидатуру на новый канцлерский срок отклоняют больше половины опрошенных (по 55% процентов в Бремене и в Шлезвиг-Гольштейне).
Дотошные немецкие исследователи даже попытались составить примерный портрет противника Меркель. Это мужчина (66,1% опрошенных лиц мужского пола против избрания Меркель канцлером) в возрасте 45–54 лет (70% из этой возрастной группы отклоняют Меркель), без образования или с начальным образованием (почти 75% малообразованных немцев недовольны политикой Меркель) и с низким доходом (74,2% лиц с месячным доходом менее 1000 евро не хотят видеть вновь ее на посту канцлера). Впрочем, более чем половине образованных немцев с приличным доходом (4 тыс. евро в месяц и более) она также не внушает симпатий.
Как известно, в Германии канцлер избирается парламентом по предложению партии или партий, получивших относительное большинство мест в бундестаге. Поэтому решающим для политического будущего Меркель станут федеральные выборы 2017 года.
Тот же опрос Insa, но уже для Bild-Zeitung, показывает, что если бы в прошедшее воскресенье были проведены выборы, ныне правящая коалиция едва получила бы половину голосов избирателей. Это на 17% меньше, чем на предыдущих выборах 2013 года. При этом младший партнер в ней – немецкие социал-демократы – остались бы при традиционных (после ряда опросов) 19,5%, а ХДС/ХСС собрала бы только 30,5% голосов, что на 1,5% меньше, чем в предыдущем опросе. Таким образом, перевес уходит уже в область статистической погрешности. Что касается других партий, то в выигрыше оказываются правые популисты (партия «Альтернатива для Германии»), которая сейчас набирает 15% голосов. «Зеленые» и «Левые» остаются при своих соответственно 13 и 10%. Немецкие либералы, выступающие с критических позиций в отношении миграционной политики канцлера, получили бы 8% и прошли бы на этот раз в бундестаг.
Казалось бы, христианско-демократические политики должны сделать выводы из столь негативных результатов опросов. Ведь для политика обратная связь с избирателем существует только в период выборов или во время опросов. Однако, как известно, на пресс-конференции 28 июля, когда она вынуждена была прервать свой отпуск, Меркель заявила, что, несмотря на требования оппонентов, она не намерена менять свою миграционную политику. Именно на предыдущей подобной пресс-конференции в конце августа (окончание летних каникул в Германии) она, касаясь миграционной политики, произнесла свою историческую фразу «Мы справимся». То же самое она повторила и на этой внеочередной пресс-конференции. Как пишет по поводу этой пресс-конференции немецкое агентство Deutsche Welle (DW), процитировав прошлогодний протокол, она добавила, что «и 11 месяцев назад не говорила, что это будет легкой работой, которую можно сделать между прочим». Но, как и тогда, Меркель сегодня убеждена, что «мы справимся с этим историческим вызовом», в том числе, добавила она, и с исламистским террором. Завсегдатаи берлинской политической кухни знают, что Меркель со своего курса не свернет, а если сворачивать придется, то это будет делать уже другой канцлер, пишет DW.
На чем же основывается такая уверенность Меркель в своих силах? Прежде всего немецкий избиратель связывает с ее правлением «золотые годы» достатка, основу которого, собственно говоря, заложил предыдущий канцлер Герхард Шредер, но реализовала Меркель. С другой стороны, у Меркель на сегодня нет серьезных соперников в собственной партии. Реальную оппозицию ей (и не только в вопросах миграционной политики, но и в энергетике, и в отношениях с Россией) пытается представить Хорст Зеехофер, нынешний премьер-министр Баварии и глава Христианско-социального союза (ХСС), входящего на правах братской партии христианских демократов в правительственную коалицию. Он прямо заявил, что не разделяет оптимизма канцлера по поводу «мы справимся». А министр внутренних дел Баварии Йоахим Херрман уже ратует за депортацию непризнанных беженцев даже в конфликтные регионы, в частности в Афганистан, хотя это и запрещено Женевской конвенцией по беженцам. С конкретным выпадом в адрес главы правительства выступила и газета Bayernkurier – центральный орган ХСС. «Становится ясным, – пишет газета, – какому риску нас подвергла канцлер своей политикой открытых границ и гостеприимства». Однако вряд ли можно себе представить, что ХСС осмелится выйти за границы Баварии, а Зеехофер – противопоставить себя канцлеру на общегерманском уровне. Такой негативный опыт у ХСС и ее тогдашнего лидера Франца-Йозефа Штрауса, пытавшегося стать западногерманским канцлером, в 70-е годы прошлого века уже имелся. И хотя с тех пор прошло много лет, вряд ли христианские социалисты решатся его повторить. Однако в Мюнхене уже начали планировать общегерманскую федеральную предвыборную кампанию, в ходе которой Зеехофер, по предварительным наметкам, не должен будет ограничиваться пределами Баварии. Все дело в том, что выбора у оппонентов Меркель уже не остается, поскольку в самой же ХДС у Меркель, кроме некоторых второстепенных фигур, достойных оппонентов нет.