Министры финансов и главы центробанков «большой двадцатки» обязались обеспечить рост экономик за счет госрасходов и реформ. Фото Reuters
В Китае закончилась встреча министров финансов и глав центробанков стран, входящих в «большую двадцатку». Чиновники пообещали способствовать росту, но новых инициатив не выдвинули. Конференция прошла на фоне слабого восстановления в глобальном масштабе, референдума в Британии и споров вокруг дешевого экспорта китайской стали в Европу. Глава МВФ Кристин Лагард сказала, что в результате брекзита экономика замедлилась. В то же время она похвалила Пекин за проведение реформ. Премьер-министр КНР Ли Кэцян сказал, что его страна – якорь стабильности на планете. Но эксперты считают, что социальное неравенство может вызвать потрясения в Поднебесной.
В итоговом коммюнике форума, прошедшего в городе Чэнду, финансовые боссы призвали преодолеть шок, вызванный британским референдумом. Причем Лагард, учитывая настроения своих коллег из стран Евросоюза, потребовала не затягивать процесс выхода королевства из блока. Участники встречи также отвергли протекционизм, что можно было бы счесть повторением излюбленной мантры чиновников, ответственных за благополучие экономики. Но, как отмечает агентство АР, на сей раз она приобрела особенно актуальное звучание, ведь кандидат в президенты США от Республиканской партии Дональд Трамп говорил об ограничении доступа на американские рынки.
США, Китай, Германия, Великобритания, Россия и представители других стран дали обязательство способствовать росту с помощью государственных расходов, монетарной политики и реформ, но о каких-либо объединенных действиях объявлено не было. Министр финансов США Джэйкоб Лью пояснил, что сейчас не время предпринимать какие-либо скоординированные действия, подобные тем, что были реализованы во время кризиса 2008–2009 годов. Дело в том, что экономики находятся в разном положении.
В итоговом документе также указано на необходимость сократить избыточные производственные мощности в сталелитейной и других отраслях промышленности. Сегодня сложился чрезмерный объем предложения на рынке, и цены снизились до депрессивного уровня. Это стало причиной напряженности между Китаем и его торговыми партнерами. Последние обвиняют Пекин в том, что он экспортирует сталь по заниженным ценам, и это наносит ущерб конкурентам, ведет к потере рабочих мест. США ввели антидемпинговые тарифы на китайскую сталь, а европейские чиновники начали расследование торговой практики КНР. Пекин сделал шаги навстречу своим критикам и объявил о планах сократить сталелитейную и угольную промышленность.
Тем не менее, как отмечает Australian, форум в Чэнду разительно отличается от предыдущей встречи финансовых лидеров G20, прошедшей в феврале в Шанхае. Тогда многие эксперты на Западе выражали панические настроения по поводу падения китайских фондовых рынков и говорили о возможности «жесткой посадки» второй экономики мира. А теперь вызовы, с которыми сталкивается Китай, отодвинулись в сознании представителей мировой финансовой элиты на задний план на фоне брекзита, последствий неудавшегося переворота в Турции, терактов в Европе, угрозы банковского кризиса в Италии.
Агентство Reuters отмечает, что Анкара пыталась добиться включения в коммюнике абзаца, посвященного «поддержке законного правительства Турции», однако чиновники из стран ЕС не одобрили инициативу.
Положительную, если не сказать хвалебную оценку экономической политике Китая дала Кристин Лагард. Она сказала, что благодаря решительному проведению реформ экономика КНР развивается быстрее, чем ожидалось. Поэтому МВФ увеличил прогноз на 2016 год на 0,1 процентного пункта. Таким образом, рост составит 6,6%. Это укладывается в параметры, которые заложены пекинскими плановиками (от 6,5 до 7%).
В беседе с «НГ» главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Людмила Кондрашева отметила, что темпы роста в Китае не такие высокие, как прежде. Они их называют нормальными. «Нормальное развитие желательно. Тем не менее сложностей – несметное количество и реформы идут плохо, – отметила эксперт. – Китайцы не могут никак найти баланс между рынком и планом, то есть между прямым управлением и рыночным. В Китае хотели ввести систему рыночного распределения, а она плохо поддается рынку. Разрыв в доходах между верхами и низами не уменьшается. Властям нужно повышать долю потребления в национальном доходе, но все равно она не нормальная. Наконец, ничего не говорится об имущественной дифференциации, а это подрывает лозунг социализма, которого придерживается КПК».
Тем не менее глава правительства КНР Ли Кэцян заявил, что в стране все в порядке. Китай служит якорем, на котором зиждется мировая стабильность.
На форуме затронули и другие вопросы помимо Китая. Представитель России на форуме, замминистра финансов Сергей Сторчак анонсировал меры по ужесточению глобальных налоговых мер. Он заявил, что G20 к следующему саммиту в июле 2017 года подготовит «черный список» стран, которые не участвуют в обмене налоговой информацией и к которым впоследствии могут применяться «карательные меры».
«Пока это как идея, но идея реализуется в разработку критериев, посредством которых той или иной экономике будет присваиваться статус несотрудничающей юрисдикции», – отметил чиновник. Также он выразил надежду, что в рамках Парижского клуба кредиторов будут выработаны единые принципы реструктуризации суверенного долга. Это может стать прорывом с точки зрения выработки глобального всеобъемлющего механизма реструктуризации задолженности, заключил замминистра.