0
3674
Газета В мире Интернет-версия

25.07.2016 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. В поисках корейского компромисса

Александр Жебин

Об авторе: Александр Захарович Жебин – руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН.

Тэги: кндр, ракетные запуски, ядерное оружие, ядерная программа, санкции, пентагон


кндр, ракетные запуски, ядерное оружие, ядерная программа, санкции, пентагон Фото Reuters

Очередные ракетные пуски в КНДР подтвердили, что преимущественно нажимный, санкционный подход к решению северокорейской ядерной и ракетной проблем, взятый США и навязанный ими международному сообществу, результатов не приносит. Он не привел к достижению провозглашавшихся его сторонниками целей – обеспечить денуклеаризацию Корейского полуострова. Напротив, именно столкнувшись с таким отношением, КНДР в 2006–2016 годах провела четыре испытания ядерного оружия, запустила два спутника и стала де-факто ракетно-ядерной державой.

Сейчас уже окончательно ясно, что одними санкциями проблему не решить. Как и в случае с Ираном, нужна конструктивная программа, пакет тщательно откалиброванных поэтапных мер, включая отмену санкций, которыми будет поощряться движение КНДР сначала к замораживанию, а затем и свертыванию ее военных ядерной и ракетной программ.

Часть реалистически мыслящих американских экспертов даже заговорила о необходимости возрождения так называемого «процесса Перри» в отношении КНДР. В 1999 году по заданию тогдашней администрации США бывший глава Пентагона Уильям Перри подготовил доклад об американской политике в отношении КНДР. Одним из ключевых положений документа, которое предлагалось в качестве основы подхода к этой стране, стал вывод о том, что США должны перестать уповать на ее скорый крах, а иметь дело с такой Северной Кореей, какая она есть на самом деле, а не с такой, какой они хотели, чтобы она была.

В настоящее время специалистами обсуждаются различные пути возобновления переговорного трека по ЯПКП. Представляется, что один из возможных вариантов – первоочередное урегулирование «ракетной проблемы» КНДР. В этом могут оказаться заинтересованы и США, которых больше всего беспокоит не наличие у нее ядерных зарядов, а все нарастающие в результате ракетных пусков возможности КНДР доставить их до целей на территории США.

Между тем еще в 2012 году некоторые американские эксперты предлагали принять приглашение КНДР послать наблюдателей на запуск (оказавшийся неудачным) искусственного спутника земли, приуроченного к 100-летию со дня рождения Ким Ир Сена. Идея состояла в том, чтобы, де-факто признавая принятием такого приглашения право КНДР на запуски спутников, взамен получить обещание северокорейцев (может быть, тоже негласное) воздержаться от разработки и испытаний межконтинентальных баллистических ракет. И хотя технологии, используемые в обоих случаях, схожи или идентичны, для специалистов совершенно очевидно, какую цель преследует каждый конкретный пуск – испытание МБР или вывод на околоземную орбиту спутника.

Тогда эта инициатива не получила поддержки, главным образом по политическим и идеологическим соображениям. Однако в последнее время идея разделить решение ядерных и ракетных проблем была озвучена на ряде международных форумов.

Куда сложнее обстоит дело с ядерной программой Пхеньяна. В отличие от ракетной, где любой пуск, как говорится, на виду, ее инфраструктура более скрыта, а значение, как престижно-политическое, так и военное – как средства сдерживания «гуманитарных интервенций», – бесценно, по крайней мере в глазах руководства КНДР. Без прекращения нынешнего огульного шельмования этой страны и демонизации ее лидеров они вряд ли почувствуют себя в безопасности.

Ясно также и то, что те, кто настаивает на возвращении КНДР в ДНЯО и контроле МАГАТЭ над ее ядерными объектами, должны будут столь же четко и недвусмысленно подтвердить право КНДР, впрочем, как и любого другого государства – члена ДНЯО, на мирный атом. Все соответствующие договоренности могли бы быть зафиксированы в новой резолюции СБ ООН.

Другое принципиальное соображение касается методологии урегулирования проблемы. Жизнь показала, что все новыми декларациями о необходимости денуклеаризации полуострова ее не добиться.

Говорят, что политика – это искусство возможного. И чтобы быть эффективной, она должна учитывать существующие реальности. Реальность же такова – нравится она кому-либо или нет, – что в течение десяти последних лет КНДР стала де-факто ракетно-ядерной державой. Требовать от нее полной ликвидации всех ее ядерных и ракетных программ, чтобы затем «разрешить» ей с нуля возрождать их мирные направления – пропагандистски можно, но политически нереально. Практическая задача сегодня – добиваться не ликвидации, а модификации ракетно-ядерных программ КНДР, ограничения, а затем и свертывания тех их военных составляющих, которые наиболее дестабилизируют ситуацию. Одновременно должны быть сделаны шаги по обеспечению равной безопасности для всех государств региона, в том числе и КНДР.

С другой стороны, в портах РК все чаще стали появляться американские атомные авианосцы и подлодки, в ее воздушном пространстве – стратегические бомбардировщики – носители ядерного оружия. И от этой практики США и РК отказываться, похоже, не собираются. Объявлено о решении разместить в РК элементы американской глобальной ПРО. Кроме того, к 2021 году на территории Южной Кореи, площадь которой составляет около 99 тыс. кв. км, что равно площади нашей Ростовской области, будут работать 40 атомных реакторов на АЭС, а Сеул скорее всего получит право на переработку американского топлива для этих станций, чего он настойчиво добивается, и не без успеха, на протяжении последних лет.

С учетом этих обстоятельств даже в случае ликвидации всех ядерных программ КНДР говорить о полной денуклеаризации полуострова не приходится. Совсем не случайно, что США и их союзники предпочитают рассуждать не об этой цели, а лишь о решении «северокорейской ядерной проблемы».

Вряд ли стоит игнорировать и ряд позитивных сигналов, исходивших в последнее время из Пхеньяна. В мае 2016 года на VII съезде ТПК нынешний лидер КНДР пообещал, что КНДР будет вести себя как «ответственная ядерная держава», не передавать кому-либо ядерное оружие и технологии его создания и даже участвовать вместе с другими ядерными государствами в переговорах по ядерному разоружению. Иными словами, Пхеньян, формально оставаясь вне Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), готов соблюдать его положения.

Пока что действия КНДР категорически не приемлют в столицах остальных государств – участников шестисторонних переговоров. Что можно сказать по этому поводу? Если уроки «иранской сделки» в чем-то могут быть полезны для «корейского случая», то, как представляется, прежде всего в том, что то решение проблемы, которое первоначально было абсолютно неприемлемым для одной из сторон (для США и Запада таковым являлось право Ирана на обогащение урана), в итоге оказалось возможным и достижимым. Необходимы лишь политическая воля всех участвующих сторон, их решимость найти компромисс. Похоже, настало время для поиска такого компромисса и в Корее. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
946
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
1176
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
1216
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
958

Другие новости