Фото Reuters
Накануне саммита НАТО в Варшаве канцлер Германии Ангела Меркель выступила в бундестаге с правительственным заявлением. Она выразила полную поддержку наращиванию сил и военной активности альянса у границ России, оправданием которого стал подчеркнуто обвинительный характер в адрес политики Москвы. Партии черно-красной коалиции поддержали позицию канцлера, однако в парламенте прозвучали и предупреждения о том, что активным участием в политике НАТО Берлин содействует опасной конфронтации в Европе.
Предваряя варшавские консультации, Меркель подтвердила, что НАТО направит контингент для постоянного присутствия в Польше, Эстонии, Латвии и Литве. В соответствии с установками альянса она полагает, что «острия копья», как называют 50-тысячные натовские силы быстрого реагирования, недостаточно для безопасности стран, опасающихся РФ. В этой связи Меркель отстаивала принцип устрашения. В качестве его дополнительного элемента на саммите будет принято решение о «многонациональном присутствии в балтийских государствах и Польше». В каждом из них предусматривается размещение по одному натовскому батальону численностью до 1 тыс. солдат и офицеров.
Германия внесет существенный вклад в эти действия, заверила она. ФРГ берет на себя командование натовским подразделением в Литве.
Разумеется, это не вермахт, но все-таки не может не вызывать исторических сравнений: речь идет о рубежах, с которых в 1941 году начиналась нацистская агрессия против РФ. И об этом вполне уместно напомнила вчера в бундестаге лидер фракции левых Сара Вагенкнехт: «75 лет спустя после немецкой войны на уничтожение в непосредственной близости от российских границ вновь происходят устрашающие военные приготовления с немецким участием». Оратор призвала строить коллективную систему безопасности вместе с РФ.
Похоже, что неспокойно на душе было и у политиков других партий. По данным опроса, с направлением бундесвера в Литву согласны не более 9% немцев. По свидетельству председателя Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганга Ишингера, в Европе обеспокоены витком эскалации. А реакция на недавнее предупреждение главы МИД Франк-Вальтера Штайнмайера против «бряцания оружием» показала, что «среди немецкой общественности есть сильные течения, считающие, что Россия права, а ответ НАТО чрезмерен».
В этой связи вполне допустимо предположить, что отнюдь не все депутаты СДПГ безоговорочно согласны с позицией Меркель, хотя и поддержали ее в порядке коалиционной дисциплины. Вот и председатель фракции зеленых Антон Хофштеттер, соглашаясь с «потребностями безопасности» восточноевропейских стран альянса, в то же время выразил «определенные сомнения в том, насколько правильный ответ в виде раскручивания спирали вооружения и отсутствия переговоров».
Выступая перед депутатами, Меркель подчеркнуто пыталась обосновать действия НАТО и свою позицию обвинениями в российский адрес, стандартно припомнив и Крым, и Украину. По ее словам, наращивание сил НАТО у российских границ – не более чем «оборонительная концепция». Ответственность за кризис доверия она целиком возложила на политику Москвы, хотя Берлин, повернувший от стратегического партнерства к антироссийским санкциям, далеко не чист в этой ситуации.
Завуалированно полемизируя со Штайнмайером, Меркель заявила, что устрашение и диалог не противоречат друг другу, но в настоящий момент устрашение должно превалировать.
Остается надеяться, что это не последнее слово Берлина. Может быть, после натовского военного сбора в Варшаве Германия все-таки прекратит осложнять отношения с Россией. Но пока в выступлении канцлера что по тону, что по содержанию трудно найти позитив, кроме тезиса, что «прочная безопасность может быть достигнута только вместе, но никак не против России».