0
7815
Газета В мире Интернет-версия

02.06.2016 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Ни Москва, ни Пекин не хотят переступать черту

Людмила Филиппова

Об авторе: Людмила Викторовна Филиппова – менеджер азиатско-тихоокеанской программы Российского совета по международным делам.

Тэги: экономика. кризис, китай, россия, товарооборот, безопасность, политика


экономика. кризис, китай, россия, товарооборот, безопасность, политика Фото Reuters

Непростая экономическая ситуация в России (отрицательные показатели роста ВВП и девальвация рубля, вызванные падением мировых цен на энергоносители), а также замедление темпов роста в КНР привели к заметным негативным тенденциям в торгово-экономическом сотрудничестве двух стран, отодвинув на некоторое время достижение цели – 100 млрд долл. торгового оборота к 2015 году. И хотя официально поставленная руководством обеих стран задача довести товарооборот до 200 млрд к 2020 году пока не снимается с повестки дня (о чем снова напомнил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров 31 мая в ходе Второй международной конференции РСМД «Россия и Китай: к новому качеству двусторонних отношений»), многие эксперты предсказывают скромные темпы роста взаимной торговли в ближайшие годы.

Тот факт, что Россия выбыла в китайском внешнеторговом обороте из списка топ-10 и переместилась на 16-е место, выглядит достаточно удручающе. В условиях санкционного противостояния России и Запада китайская сторона проявляет осторожно-выжидательную позицию, в частности, в тех секторах сотрудничества, где, как она опасается, сотрудничество с российскими структурами (например, в кредитно-финансовой сфере) может навредить ее собственным связям с США и другими западными странами.

На фоне непростых проблем в торгово-экономическом сотрудничестве важно отметить интенсификацию взаимодействия в политической и социально-гуманитарной сферах. Широко отмечавшаяся в России и КНР 70-я годовщина Победы во Второй мировой войне продемонстрировала возросшее сходство или близость подходов двух стран по большому кругу международных проблем. Российско-китайское всеобъемлющее партнерство и стратегическое взаимодействие – естественный выбор двух соседних стран, не подверженный сиюминутной конъюнктуре.

Россия и Китай разделяют убеждение в том, что нужны принципиально иные подходы к урегулированию мировых проблем, которые отвечали бы интересам безопасности и развития. Они усилили координацию и взаимодействие по ключевым направлениям – от совместной работы в Совете Безопасности ООН до реализации двусторонних и многосторонних (в рамках ШОС, БРИКС, сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути) проектов.

Террористическая угроза продолжает оставаться общим вызовом для России и Китая. Поднебесная в последние годы сталкивалась с растущим числом террористических актов, совершавшихся отдельными группами экстремистов, прежде всего в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Особое беспокойство вызывает связь террористического подполья с «Исламским государством» (запрещено в РФ), по ряду сообщений, ведущим подготовку боевиков из числа граждан КНР. Важность антитеррористической повестки для внутренней и внешней политики Китая была подчеркнута принятием в минувшем декабре первого в истории страны закона о борьбе с терроризмом.

Нынешняя специфика российско-китайского сближения в сфере безопасности состоит в том, что оба государства вплотную подошли к той черте, которая отделяет партнерство от военно-политического союза. Но в нынешних условиях ни Москва, ни Пекин не хотят ее переступать и не планируют создание двустороннего военного союза. В рамках существующего партнерства неформально присутствуют и успешно развиваются многие атрибуты союзнических отношений: регулярные военные (сухопутные и морские) учения в двустороннем и коллективном форматах, совещания министров обороны и пр. Базовым документом российско-китайского партнерства по-прежнему остается Российско-китайский договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве 2001 года, статья 9-я которого содержит упоминание о режимах консультаций в случае угроз в адрес одной из сторон, исходящих от третьих держав.

Москва с пониманием относится к неофициальному «дружественному нейтралитету» Китая в отношении России в контексте ее сложных взаимоотношений с Украиной и Турцией. В основе такой политики лежат традиционные для китайской официальной дипломатии принципы справедливости и беспристрастности. Система международных отношений не должна строиться по формату «дружбы двух государств против третьего», от чего постоянно дистанцируются и Россия, и Китай.

При всей значимости российско-китайских отношений в ближайшие годы основным объектом дипломатии КНР останутся США. С этой целью в американском секторе китайской дипломатии будут предприниматься попытки выстраивания новых отношений Пекина и Вашингтона и недопущения перерастания возникающих политических, экономических и региональных (прежде всего с точки зрения столкновения китайско-американских интересов в Азиатско-Тихоокеанском регионе) противоречий с США в острое противостояние и конфронтацию.

Китай надеется стать партнером, а не соперником США, и уже сейчас китайско-американское соперничество сочетается с углублением регионально-экономической интеграции и двусторонней кооперацией. Отношения «нового типа», которые три года назад провозгласили Барак Обама и Си Цзиньпин, укрепились за последний год. В то же время основным содержанием отношений России и США выступают так называемые санкции против санкций. Задача Москвы и Пекина – убедить американских партнеров в необходимости развития диалога и в перспективе стремиться к приданию трехсторонним отношениям формата «равностороннего треугольника».

России и Китаю удается сохранять высокий уровень двусторонних отношений в условиях их усиливающейся асимметрии. Причем эта асимметрия носит двойной характер. С одной стороны, она проявляется в увеличении разрыва между экономическими возможностями двух стран, с другой – в сохраняющемся разрыве между уровнем политического взаимодействия («верхний этаж» сотрудничества) и масштабом экономического сотрудничества и интенсивностью контактов на уровне простых граждан («нижний этаж» сотрудничества). Однако запас прочности в российско-китайском партнерстве позволяет достаточно эффективно противостоять кризисным тенденциям и находить резервы для наращивания связей.

Материал подготовлен на основе ежегодного доклада РСМД «Российско-китайский диалог: модель 2016» под руководством С.Г. Лузянина и Чжао Хуашэна.  

Продолжение темы 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1271
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
805
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1539
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1488

Другие новости