Фото Reuters
Президент США Барак Обама сегодня прибывает в Ханой. Цель визита амбициозная: перетянуть Вьетнам на свою сторону в условиях, когда Пекин и Вашингтон меряются силами в Южно-Китайском море. СРВ, участник территориального спора с КНР, не прочь воспользоваться соперничеством сверхдержав. Не исключено, что будет достигнута договоренность о закупке вооружений в США.
Хозяин Белого дома прилетает во Вьетнам через четыре десятилетия после окончания войны, которая вызвала глубокий раскол за океаном. Программа визита предусматривает посещение Хошимина, названного так в честь лидера, чье имя в глазах старшего поколения американцев стало символом поражения их страны.
Как отмечает New York Times, не облегчает миссию и то, что в командовании вьетнамской армии до сих пор много ветеранов, сражавшихся с американцами.
Но главной препоной для сближения служит критика, которой Вашингтон подвергает Ханой за нарушения прав человека. Вьетнамское руководство относится к этой критике с глубоким подозрением. Оно считает, что, возможно, Вашингтон хочет подорвать власть Коммунистической партии.
Накануне визита Обамы столицу СРВ посетил заместитель госсекретаря США Энтони Блинкен. Его задача состояла в том, чтобы добиться от вьетнамских лидеров достаточных гарантий по правам человека. В этом случае можно было бы снять эмбарго на поставки оружия Вьетнаму и даже договориться о заходе американских военных кораблей в порты этой страны и посещении их американскими военнослужащими. Ханой давно настаивает на том, чтобы эмбарго было отменено.
Можно ли ожидать, что такая договоренность будет достигнута? Этот вопрос «НГ» задала ведущему научному сотруднику Института США и Канады РАН Владимиру Батюку. «Американо-вьетнамские отношения сейчас находятся на самом высоком уровне с 1970-х годов. Вьетнам участвует в проекте Транстихоокеанского партнерства, который реализует Вашингтон. Это дополнительный стимул для сближения двух держав. Но главный фактор для объединения – Китай. Между Китаем и Вьетнамом есть территориальный спор, между США и Вьетнамом его нет. Не исключено, что стороны будут исходить из принципа: враг моего врага – мой друг».
Однако большинство американских комментаторов считает, что до заключения альянса дело все же не дойдет. Ни одна из сторон к этому не готова. На худой конец в Вашингтоне рассчитывают вывести из равновесия оппонентов в Пекине. Тем более что политическое сближение Вьетнама и США происходит на фоне переориентации многих американских компаний с китайского рынка на вьетнамский. Как пишет Washington Post, они воспользовались тем, что рабочая сила во Вьетнаме дешевле, чем в Китае. Примером служит фирма Rockford в штате Мичиган, выпускающая обувь и одежду. 30% ее продукции приходится на Вьетнам, а доля Китая упала с 90 до 50%. «Если Обама добьется своего, то коммунистическая страна станет еще более привлекательной для капиталистов США благодаря Транстихоокеанскому партнерству, которое снимет высокие тарифы на товары, которые производит Вьетнам», – предсказывает газета.
Закономерен вопрос: а как американо-вьетнамская «оттепель» отразится на России? Ведь Вьетнам – наш давний и надежный стратегический партнер. Это вновь подтвердил недавний визит в Россию премьер-министра СРВ Нгуен Суан Фука. По размерам оборота российско-вьетнамская торговля далеко отстает от торговли между Вьетнамом и США, а также Вьетнамом и Китаем. Как сообщил «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Григорий Локшин, в 2015 году товарооборот между Россией и Вьетнамом (не считая военно-технического сотрудничества) составил 3,9 млрд долл. Но на фоне сокращения товарооборота с другими странами он все-таки вырос на 4%. До 75% вооружения и военной техники вьетнамской армии – советского и российского производства. В 2015 году Россия поставила Вьетнаму оружия на 714 млн долл.
Россия, связанная тесными отношениями и с Китаем, и с Вьетнамом, избегает напрямую высказываться по поводу конфликта между ними. Волей-неволей приходится балансировать на канате. Но, естественно, появление конкурента на рынке вооружений во Вьетнаме – это, с точки зрения российских интересов, негатив. Москве остается только отслеживать то, как развернутся события.