Си Цзиньпин решил сосредоточить руководство вооруженными силами в своих руках и занял пост верховного главнокомандующего. Фото с сайта www.news.cn
Си Цзиньпин, одетый в камуфляжную форму, встретился с офицерами оперативного командного центра в Пекине. По мнению западных наблюдателей, лидер хотел продемонстрировать чувство локтя с личным составом. Но это был не показной жест. На прошлой неделе было объявлено, что председатель КНР, он же генсек КПК, председатель Центрального военного совета, становится главнокомандующим объединенного боевого центра. Эксперты по-разному оценивают это событие. Одни толкуют о том, что контроль переходит к одному человеку. Другие утверждают, что происходит централизация управления вооруженными силами. При этом значение сухопутных войск снижается, упор сделан на ВВС, ВМС и стратегические ядерные силы.
Ху Цзиньтао и другие предшественники Си Цзиньпина делегировали ответственность профессиональным военным. Полученное звание означает, что верховное командование войсками теперь принадлежит ему, утверждает руководитель отдела в университете автономного района Макао (КНР) Ю Цзи.
Сам Си Цзиньпин так объяснил необходимость изменений: «Нынешняя ситуация требует, чтобы командование операциями носило стратегический характер, было скоординированным, своевременным, профессиональным и точным. Все должно быть сделано для улучшения способности командовать боевыми действиями. При этом стандартом должна служить способность сражаться и выигрывать войны». Еще раньше он заметил: солдаты не должны носить новые ботинки, а ходить по старой дороге.
По этим высказываниям трудно судить, как же реформируются вооруженные силы. В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Павел Каменнов отметил, что «в области военного строительства наблюдается централизация управления вооруженными силами. Еще в ноябре 2015 года было объявлено о новой военной реформе, которая предполагает подчинение всех вооруженных сил Народно-освободительной армии (НОАК), то есть сухопутных войск, стратегических ядерных сил, ВВС и ВМС единому центральному командованию, которое они намерены создать до 2020 года».
Одновременно предполагается сокращение НОАК на 300 тыс. человек за счет сухопутных войск. Сэкономленные средства направят на модернизацию стратегических ядерных сил, ВВС и ВМС. Кроме того, планируется сокращение больших военных округов с нынешних семи до четырех. В этой части военная реформа напоминает реформу в России.
Прежние главные управления НОАК, то есть штаб, управление вооружений, управление тыла и политическое управление, в последнее время пытались гнуть свою линию как бы в обход центральной власти. Си Цзиньпин намерен сделать эти четыре главных управления структурными компонентами Центрального военного совета Китая. Раньше они были независимыми звеньями общей структуры.
В Китае прежде не было поста верховного главнокомандующего. Си Цзиньпин аккумулировал в руках и эти полномочия. Это вызвано желанием сосредоточить руководство вооруженными силами, заключил эксперт.
Однако газета Wall Street Journal подоплеку реформы толкует совершенно иначе. Раньше моделью для НОАК служила советская армия. Цель ее состояла в том, чтобы защитить Китай от вторжения. Сейчас ставится задача превратить армию в современную военную машину, способную проецировать силу далеко от границ Китая, например на Ближнем Востоке и в Африке. Это будет означать конец эпохи изоляционизма, которая началась еще при династии Мин в XV веке.
Увольнение 300 тыс. из 2,3 млн нынешнего личного состава – это самое большое сокращение войск за последние два десятка лет. Власти обещают этих людей или трудоустроить, или назначить пособия. Но все это должно происходить одновременно с урезанием избыточных мощностей в таких отраслях, как угледобыча и металлургия. То есть предстоит уволить миллионы.
Преобразования несут немалый риск для лидера. Но, по мнению американских аналитиков, Пекин осознал необходимость изменений после войны 1991 года в Заливе. Тогда именно координация действий американских сил привела к полному разгрому армии Саддама Хусейна.
Этот успех был предопределен тем, что США в 1986 году в эпоху Рональда Рейгана приняли закон, положивший конец соперничеству между родами вооруженных сил. Тогда численность личного состава была уменьшена, а полномочия командующих сухопутных войск, ВМС, ВВС и морской пехоты урезаны. Был взят на вооружение термин «объединенные операции». Это дает возможность командирам мобилизовать любые части ВВС, ВМС или других войск в нужный момент. Китайцы изучили американский опыт. Его элементы и нашли отражение в реформе НОАК.