Фото пресс-службы парламента Египта
Состоявшийся на днях пятидневный визит короля Саудовской Аравии Сальмана бен Абдель Азиза в соседний Египет с полным основанием можно назвать историческим по целому ряду причин и обстоятельств. Никогда раньше две крупнейшие страны арабо-мусульманского мира не нуждались друг в друге так сильно, как в наши дни. Судьба распорядилась так, что Саудовская Аравия обладает сегодня самой мощной экономикой, финансами и политическим влиянием в регионе, но чувствует себя уязвимой в военном отношении. Тогда как Египет с 91-миллионным населением испытывает большие экономические трудности, но обладает самой многочисленной и сильной армией в арабском мире. Египту для решения экономических проблем нужны финансовые средства, а Саудовской Аравии – мощь египетской армии, способной защитить монархию.
Взаимозависимость двух ключевых стран Ближнего Востока дополняется осознанием реальной угрозы со стороны прежде всего религиозного экстремизма и терроризма в лице «Исламского государства» (ИГ, запрещенная в России организация), которое не знает границ и является общим врагом для обоих государств. Кроме того, Саудовская Аравия в качестве флагмана арабского мира добровольно взяла на себя роль защитника интересов арабов перед лицом «иранского экспансионизма».
О стратегическом характере взаимоотношений между двумя странами саудовский монарх говорил в своем первом в истории выступлении в египетском парламенте. Салман призвал к объединению усилий Саудовской Аравии и Египта «ради ускорения ликвидации терроризма». Он высказался за создание совместных арабских сил, подчеркнув, что «вести борьбу с терроризмом и радикализмом надо одновременно в финансовой, военной и идеологической областях».
Впечатляющими оказались результаты визита в области расширения экономического сотрудничества. В общей сложности был подписан 21 документ. Важнейшие среди них – соглашение о создании совместного инвестиционного фонда с капиталом в 16 млрд долл., создание зоны свободной торговли на севере Синайского полуострова с тем, чтобы ускорить экономическое развитие этого отсталого региона. На эти цели саудовская сторона выделила 1,5 млрд долл., которые пойдут на строительство 13 агропромышленных комплексов, возведение жилья, развитие дорог, туннелей, водоканалов и других инфраструктурных объектов на полуострове, а также на создание университета имени короля Сальмана в административном центре провинции Синай городе Ат-Тур. Вклад в развитие экономики Синайского полуострова обе стороны рассматривают одновременно и как вклад в борьбу с терроризмом путем искоренения нищеты как экономической основы для возникновения террористических ячеек.
Достигнута договоренность о содействии Эр-Рияда в совершенствовании условий судоходства по Суэцкому каналу, который долгие годы служит одним из основных источников финансовых поступлений в бюджет Египта и в то же время очень важен для Саудовской Аравии как важнейшая артерия транспортировки нефти в Европу.
Еще более знаменательным событием стало подписание соглашения о строительстве 50-километрового моста, который соединит мыс Рас-Хамид на северо-западе Саудовской Аравии через остров Тиран с Шарм-эш-Шейхом на юге Синайского полуострова. Проект строительства этого крупнейшего в мире моста то возникал на повестке дня, то уходил в забытье. Символично, что его участь была решена во время визита короля Сальмана, чьим именем и будет названо грандиозное сооружение. По мосту высотой около 80 м преодолеть расстояние между двумя странами на автомобиле можно будет всего за 20 мин. Он станет крупной транспортной артерией, которая также будет способствовать экономическому развития Синая, да и всего Египта.
Богатую нефтью Саудовскую Аравию можно считать традиционным и крупнейшим экономическим спонсором Египта. Материальная помощь Эр-Рияду значительно увеличилась после прихода на высший пост президента Абдель Фаттаха ас-Сиси во главе патриотически настроенных офицеров, отстранивших от власти радикальную экстремистскую группировку «Братья-мусульмане». Саудовские инвестиции в Египет составили за последовавшие годы 5,7 млрд долл., или около трети всех инвестиций арабских стран в экономику Египта, достигших 20 млрд.
Историческим визит саудовского монарха в Египет можно назвать и еще по одной причине: в его ходе было подписано соглашение, положившее конец застарелому территориальному спору двух стран за два небольших необитаемых острова – Тиран и Санафир, расположенных в Красном море вблизи от Шарм-эш-Шейха. Многие россияне, отдыхавшие на этом курорте, могли не только видеть возвышающиеся неподалеку в море гористые острова, но и даже побывать на них в ходе морских прогулок на катере…
Согласно подписанному соглашению о делимитации морской границы в Красном море, спорные острова, как говорится в заявлении правительства Египта, «официально включены в территориальные воды Саудовской Аравии», что «позволит обеим сторонам извлечь выгоду из исключительной экономической зоны».
Это соглашение стало единственным документом, который вызвал неоднозначную реакцию египетской аудитории. У части общества возникли сомнения в целесообразности этого шага. Да, действительно, Египет, все еще не оправившийся от экономических последствий арабской весны и последовавших ударов террористов по туристической индустрии, отчаянно нуждается в инвестициях. И именно такую помощь оказывает ему богатое соседнее государство. Однако сакраментальный вопрос, который наряду с многими другими народами, оказавшимися в аналогичной ситуации, задают себе египтяне: стоит ли отдавать часть территории, которую они считают своей, в обмен за пусть даже критически важную экономическую помощь и долгосрочное сотрудничество с соседним государством?
Руководство Египта, отвечающее за подъем экономики страны, дало утвердительный ответ на этот вопрос. Однако часть экспертов и некоторые оппозиционные круги подвергли критике это решение властей, заявив, что отказ от суверенитета над островами, а также от собственности и ресурсов, принадлежащих египетскому народу, противоречит Конституции.
Окончательную точку в решении вопроса должен поставить парламент Египта. Видимо, предстоящие дебаты будут весьма жаркими, у обеих сторон найдется немало убедительных аргументов в свою пользу.
Не вызывает сомнений, что за этими обсуждениями будут следить во многих странах мира, включая Россию. Принять это решение – суверенное право египетского народа. Какой выбор он сделает, станет известно в ближайшее время.