Джон Керри и Сергей Лавров согласились, что нужно объединиться для победы над экстремизмом. Фото Reuters
Атаки на Бельгию вынудили скорректировать переговорную повестку госсекретаря США Джона Керри, посетившего вчера Москву с официальным визитом. Украина отошла на второй план на фоне террористической угрозы. Исход встречи в Москве определит судьбу Венского процесса, очередной раунд которого провалился в Женеве.
Джон Керри и глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер посетили Россию на фоне «великих кризисов», и сейчас особенно важно знать, как поведет себя Москва после бельгийских событий, передает немецкий портал T-online. Хотя дипломаты и затронули события в Украине и судьбу Надежды Савченко, теракты в Брюсселе задали тон переговоров и подстегнули консультации в Женеве, где безрезультатно встретились правительственная и оппозиционная делегации из Сирии.
Глава МИД РФ Сергей Лавров выразил надежду, что европейцы отложат в сторону геополитические игры перед лицом террористической угрозы. Президент РФ Владимир Путин на встрече со Штайнмайером взял инициативу в свои руки и с порога предложил обсудить «ужасные, трагические события в Бельгии» наряду с другими вопросами. Немецкий министр солидарно призвал объединиться в борьбе с террористами.
Предваряя поездку в Москву, Керри выразил сдержанный оптимизм, отметив, что «хрупкое перемирие» в Сирии снизило уровень насилия, и если три недели мало кто верил в прекращение боевых действий, то теперь это выглядит возможным, пишет New York Times.
Госсекретарь приехал в Кремль, чтобы добиться от Путина «ясности о политическом переходе в Сирии», особенно касательно будущего президента Башара Асада, передает Fox News. «С российской стороны действительно есть лишь один человек, принимающий решения, и вы должны оказаться с ним в одной комнате, чтобы оценить возможности», – сказал Wall Street Journal анонимный источник.
Керри хочет заняться вопросом Асада «засучив рукава», отметил представитель Госдепа в беседе с Reuters. Сейчас у Вашингтона совсем слабые контакты с Асадом, и если вывод российских войск и перемирие действительно являются прологом к переходному периоду, Америке потребуется привлечь Путина к делу.
Россия настаивает, что правительство Асада является лучшим инструментом в борьбе с исламскими экстремистами в Сирии, и Западу придется прислушаться к Москве, уверены эксперты. «События в Брюсселе, как и теракты в Париже в ноябре 2015 года, произошли на фоне активизации усилий по разрешению сирийского кризиса. И тогда, и теперь наблюдаются похожие тенденции: лидеры различных государств понимают, что надо отбросить разногласия и объединить усилия в борьбе с международным терроризмом», – заявила «НГ» советник директора Российского института стратегических исследований, специалист по Ближнему Востоку Елена Супонина.
Россия давно говорит о необходимости сосредоточиться на этой теме, но еще год назад западные политики тем не менее были готовы с куда большей охотой обсуждать судьбу Асада. «Теперь же настроения изменились. Как мы видим, позиции России, с одной стороны, и Европы и США, с другой, сближаются, – добавила эксперт. – Но мы также замечаем, что Москва своей позиции не изменила и по-прежнему считает неуместным обсуждать будущее Асада. США и Европа смягчают подход к этому вопросу. Жизнь сама заставляет концентрироваться на главной теме, отбросив разногласия».
Несмотря на это, сотрудничество США и России омрачают споры. Москва возлагает на Вашингтон ответственность за затягивание совместного мониторинга ситуации в Сирии. В понедельник РФ предупредила, что в одностороннем порядке ответит на случаи нарушения огня, если США откажутся согласовать правила ведения боевых действий. Вашингтон предостерег Москву от подобных шагов, а следом отверг призыв провести экстренное совещание по вопросу нарушения перемирия, заявил американский чиновник в Женеве, утверждает иранское Press Tv.
Консультации сирийских повстанцев и правительственной делегации в Женеве шли с оглядкой на переговоры в Москве. Спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура выразил надежду, что встреча Керри с Путиным и Лавровым сдвинет забуксовавший процесс.
Из Москвы Штайнмайер призвал женевских делегатов не срывать переговоры. «У нас нет времени, чтобы играть», – заявил он, попутно отказав Асаду в праве на президентство. Министр не видит никакой роли для президента в свете гибели 250 тыс. сирийцев и 12 млн человек, вынужденно покинувших родину из-за войны.
Спасать женевские переговоры отправили верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерику Могерини. Она посетила Женеву по просьбе ООН. Ее приезд стал ответом на опасения Евросоюза, что консультации зайдут в тупик, он имел целью «вдохнуть жизнь» в консультации, передает Swissinfo. Могерини подчеркнула, что прогресс на встрече «важен не только для сирийцев, но и для европейцев». Теракты в Брюсселе вновь вынудили мир обратить внимание на глобальные усилия по борьбе с джихадистами, и если «мы хотим справиться с угрозой, нам нужно ускориться и консолидировать совместную работу, чтобы положить конец войне в Сирии», добавила Могерини.
Стаффан де Мистура призвал Федерику Могерини на помощь, чтобы уберечь Венский процесс от провала. Фото Reuters |
Однако Башар Джафари, возглавляющий правительственную делегацию, обернул атаки на Бельгию в свою пользу и объявил, что борьба с терроризмом должна предшествовать любому обсуждению политического будущего Сирии и лично Асада. Он назвал переговоры с Могерини «объективными», добавив: «Впервые я могу сказать, что мы вышли из тупика, достигнув прогресса по форме и немного – по содержанию».
Однако Могерини оказалась куда более сдержанной в оценках и подчеркнула, что встреча с Джафари не означает изменения отношения к правительству Асада. На уточняющий вопрос она ответила, что ЕС «придерживается общей позиции о необходимости политических преобразований в Дамаске» и это «достаточно ясно» для понимания.
Глава оппозиционного Высшего комитета по переговорам Асаад аз-Зоуби после встречи с Мистурой и Могерини заявил, что «нет никаких точек соприкосновения с сирийским правительством». Попутно он обвинил власти в продолжении осады городов и бомбардировках по мирным жителям.
По итогам консультаций делегации получили от де Мистуры документ, который «изучат в Дамаске и вернутся с ответом на следующий раунд переговоров». Однако спорный вопрос о политпереходе обошли молчанием, сообщили Al Arabiya источники в дипкругах.
Джафари отверг любую возможность давления на Дамаск и подчеркнул, что переговоры должны идти между сирийцами, «без вмешательства извне, это относится и к русским, и к американцам». Он назвал «разночтениями» слухи о возможном прессинге Москвы на Дамаск в связи с выводом российской группировки. Москва также официально настаивает, что ни одна держава не должна вмешиваться в текущие сирийские переговоры.
Однако оба заявления в корне противоречат словам Ранды Кассис, представляющей промосковскую оппозиционную группу в Женеве. В разговоре с Reuters она заметила: «Мы ждем американо-российского соглашения, которое станет ключевым решением ко всем вопросам. Пока они не договорятся, этот (переговорный. – «НГ») процесс затянется».
Без участия России и Запада переговоры с мертвой точки не сдвинутся, соглашаются эксперты. «Обе стороны придерживаются полярных точек зрения. Задача посредников состоит в том, чтобы их сблизить, – отметила Супонина. – На мой взгляд, не правы и те, и другие. С одной стороны, напрасно некоторые оппозиционеры рассчитывают, что решение по Сирии им принесут на блюдечке с голубой каемочкой. Сирийцам действительно предстоит о многом договариваться между собой. Но без международного давления на противоборствующие стороны не обойтись: иначе нельзя добиться компромисса, а это возможно только при участии России совместно с другими партнерами».
Сам де Мистура подвел итоги переговоров так: «Мяч возвращается к тем, кто жаловался на терроризм». Следующий раунд консультаций состоится в следующем месяце, но не раньше парламентских выборов в Сирии, намеченных на 13 апреля.