В Румейлане активисты объявили о создании региональной федеративной администрации на севере Сирии. Фото Reuters
Решение сирийских курдов о создании автономии вынудило Дамаск, Анкару и повстанцев заговорить в унисон. Турция, обеспокоенная угрозой федерализации в Сирии, может продолжить креатурную войну. Москва же, отказавшись от открытой пикировки с Анкарой, поддержала врагов Турции оружием.
Более 30 политических партий, представляющих курдов, арабов, ассирийцев, туркменов, собрались на съезд в Румейлане и официально объявили о создании региональной федеративной администрации на севере Сирии.
Хотя представитель Партии демократического союза (ПДС) в ЕС и заявил New York Times, что детали и сроки еще обсуждаются, решение всколыхнуло международную общественность.
Курды планируют объединить и установить самоуправление в трех кантонах на севере страны. В настоящий момент ополчение взяло под контроль участок протяженностью около 400 км вдоль сирийско-турецкой границы, а также район Африн на северо-западе страны. По словам чиновника Идриса Нассана, федеративный механизм расширит рамки самоуправления не только курдов, но и других этнических групп.
Высший курдский совет заявляет, что речи об отделении от Сирии не идет, но Дамаск поспешил назвать проект расколом страны по этническому и сектантскому принципам.
Известие накалило и без того жаркие переговоры в Женеве, прозвучав в пику консультациям, на которые курдов не пригласили. В Анкаре уверены, что отряды народной самообороны и ПДС являются сирийским крылом Рабочей партии Курдистана (РПК), а потому в Швейцарии им не место. Однако даже союзники Турции с такой оценкой не согласны: в начале февраля пресс-секретарь Госдепартамента США Джон Кирби заявил, что не считает ПДС террористической организацией. В ответ президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обрушился с критикой на США и призвал Вашингтон выбирать между курдами и Анкарой.
В Женеве решение о федерализации встретили в штыки. Глава делегации сирийского правительства в Женеве Башар аль-Джафари на встрече со спецпосланником генсека ООН Стаффаном де Мистурой подчеркнул, что вопрос о федерализации в повестке дня не заявлен, а потому даже обсуждаться не должен. Глава МИД Сирии Валид Муаллем заявил, что Дамаск «отвергает переговоры о федерализации» и добавил, что власти выступают против любых попыток подорвать единство и территориальную целостность страны. Глава группы «Хмеймим» Ильян Мосаад назвал решение «преждевременным и символическим жестом», не имеющим ничего общего с реальностью. Ярый противник Башара Асада, координатор оппозиционного Высшего комитета по переговорам Рияд Хиджаб также выступил против курдской инициативы.
Но самый взрывоопасный ответ может последовать от Турции. Анкара в кои-то веки заняла солидарную с Дамаском позицию и выступила категорически против автономии. «Национальное единство Сирии и ее территориальная целостность имеют основополагающее значение для нас. Односторонние решения не могут иметь юридической силы», – заявил турецкий чиновник на условиях анонимности, передает Reuters.
«До настоящего момента Турция укрепляла присутствие в районах проживания туркоманов. Она продолжит делать ставку на этот этнос, пытаясь перенести границу в глубь Сирии. Не исключено, что Анкара снова заговорит о «буферной зоне». Турции категорически не нужна федерализация Сирии, потому что создание Сирийского Курдистана станет огромной проблемой: в приграничной зоне появится крайне неспокойный регион», – уверен научный сотрудник Центра Азии и Ближнего Востока Российского института стратегических исследований Арсен Хизриев.
Wall Street Journal пишет, что Турция, недооценив угрозу «Исламского государства» (ИГ, запрещенная в России террористическая организация. – «НГ») и попав под удар курдов после разрыва перемирия с РПК, может оказаться втянутой в войну, к которой слабо готова. И это уже находит косвенное подтверждение: группировка «Свободные ястребы Курдистана», замеченная в связях с РПК, взяла на себя ответственность за теракт в Анкаре 13 февраля, унесший жизнь 37 человек. Боевики объявили, что взрыв стал местью за рейды, проводимые силами госбезопасности на юго-востоке страны с июля прошлого года.
Россия, отказавшись от эскалации конфликта с Турцией, открыто поддержала противников Анкары. Вчера Москва поставила иракским курдам пять зенитных установок и боеприпасы, сообщил Интерфакс со ссылкой на консула-советника Генконсульства РФ в Эрбиле Евгения Аржанцева. Это решение согласовано с центральным правительством, заседающим в Багдаде. В российской дипмиссии добавили, что нынешняя партия «не первая и не последняя». Посол РФ в Багдаде Илья Моргунов уже обсудил дальнейшее военное сотрудничество с президентом Иракского Курдистана Масудом Барзани.
Член комитета Совета Федерации по международным вопросам Игорь Морозов предложил поддержать оружием и сирийских курдов, «не обращая внимания» на протесты Турции, отношения с которой «остаются одними из самых худших в новой истории России» после уничтожения бомбардировщика ВКС РФ.
Эрдоган поспешил прокомментировать эту новость и предостерег Москву и Вашингтон. Он заявил, что американское и российское оружие, переданное курдам, в конечном счете попадет в руки РПК. Он также отверг идею о курдском самоуправлении в какой-либо форме.
Товарищи курдов по оружию, Демократический патриотический альянс Иракского Курдистана (одна из двух главных партий в регионе) приветствовал решение о федерализации только на словах. Эксперты сомневаются, что в будущем Сирийский и Иракский Курдистаны объединятся, а иракские курды действительно поддержат соплеменников. «Объединение двух Курдистанов невозможно до тех пор, пока Барзани и его партия остаются у власти. Они не поддерживают отношений с РПК и находятся в партнерстве с Турцией, а потому никакого слияния и сотрудничества быть не может», – подчеркнул Хизриев.
Вчера МИД Германии, обеспокоенный ухудшением ситуации в Турции, закрыл посольство в Анкаре, генконсульство и немецкую школу в Стамбуле из-за возможной угрозы нового теракта.