Бойцы курдского ополчения патрулируют сирийско-турецкую границу. Фото Reuters
В понедельник в Женеве стартует очередной раунд Венского процесса по сирийскому урегулированию. Однако, еще не начавшись, консультации натолкнулись на жесткие условия с обеих сторон. В этот раз в ультимативном тоне говорят представители Дамаска, которые вступили в открытый спор с оппозицией и завуалированную пикировку с Москвой. Неучастие курдов в переговорах также создает негативный фон.
На стартующие консультации возлагают большие надежды. Госсекретарь США Джон Керри на встрече с главой МИД Саудовской Аравии Аделем аль-Джубейром назвал переговоры «критическим моментом» для выработки политического решения, который мир так долго ждал. Однако надежды Керри могут разбиться о суровую действительность.
Глава МИД Сирии Валид Муаллем одним из первых подтвердил участие правительственной делегации в переговорах, однако сразу обрушился с критикой и на повстанцев, и на спецпосланника ООН Стаффана де Мистуру, выдвинув ряд условий. Он подчеркнул, что оппозиция ни в коем случае не должна стать председателем на переговорах. «Бред, если они возьмут власть в Женеве, ведь они не способны взять власть на поле боя», – напомнил дипломат. Он также заранее отверг обсуждение вопроса о проведении выборов в Сирии в ближайшие 18 месяцев, о которых не раз говорил де Мистура. «Ни он, ни кто-либо другой, кем бы он ни был, не имеет права обсуждать президентские выборы», – заявил Муаллем, пишет Wall Street Journal. Министр подчеркнул, что правительственная делегация не будет обсуждать отставку президента Башара Асада.
Наконец, он пригрозил, что делегация вернется в Дамаск в течение 24 часов, если другая сторона (речь идет об оппозиции) не сядет за стол переговоров.
Однако глава делегации оппозиционного Высшего комитета по переговорам (ВКП) сирийской оппозиции Асаад аз-Зоуби и главный переговорщик Мохаммад Аллуш уже прилетели в Женеву. Последний дипломат не остался в долгу и назвал заявления Муаллема «ничего не стоящими». Он подчеркнул, что моментом отсчета переходного периода в Сирии станет «отставка Асада или его смерть» и никакой другой вариант не рассматривается. При этом Аллуш поблагодарил де Мистуру за разработку переговорной повестки дня. ВКП хочет сосредоточиться на формировании переходного правительства. Еще один представитель оппозиционной делегации – Монзер Макхус – заявил, что своими заявлениями Муаллем «вбивает гвоздь в гроб Женевы».
Разногласия касательного будущего Асада – не единственная трудность, омрачающая консультации. Курдов вновь не пригласили в Женеву в связи с настоятельными требованиями Турции. Это вызвало возмущение в Москве.
Глава МИД РФ Сергей Лавров в пятницу напомнил, что курды являются союзником коалиции, возглавляемой США, и партнером России в борьбе с «Исламским государством» (ИГ, запрещенная в России террористическая организация). Начало переговоров без курдов «является проявлением слабости со стороны международного сообщества, потому что только турки блокируют приглашение курдов, а конкретно Партию демократического союза (ПДС)», – добавил он.
В воскресном телеинтервью Лавров выразил опасения, что курды «махнут рукой» и отделятся от Сирии в случае, если их не допустят к переговорам. Он также расценил действия Анкары на турецко-сирийской границе как «ползучую экспансию».
Научный сотрудник Центра Азии и Ближнего Востока Российского института стратегических исследований Арсен Хизриев в беседе с «НГ» заявил: «На основе той информации, которую я получил от достоверных источников из Сирийского Курдистана, несмотря на военную поддержку, которую западные страны оказывает курдам, никакой политической поддержки они не оказывают и идут на поводу Турции и Саудовской Аравии, шантажирующих коалицию и не допускающих курдов к столу переговоров. Я не могу сказать, насколько эта информация достоверна, но, если судить по последним новостям, складывается ощущение, что это действительно так».
Де Мистура в интервью швейцарской Temps, комментируя неучастие курдов в женевских консультациях, дипломатично заметил: «Сирийские курды являются важной составной частью страны, поэтому мы должны найти формулу, в которой они могут иметь возможность высказать свое мнение о Конституции и управлении страны». Тем самым он не подтвердил, но и не опроверг дальнейшее участие курдов в переговорах.
Муаллем также напомнил, что сирийская армия и курды были «в одном окопе» на фронтах войны с ИГ. Однако глава МИД Сирии завуалированно уколол Москву, исключив малейшую возможность федерализации Сирии, за которую ратует ПДС и которую не исключает Россия.
Турция не только торпедирует дипломатическое участие курдов, но и не гнушается военных методов. В субботу курдские позиции в Алеппо были обстреляны со стороны Турции после того, как несколько ракет с территории Сирии упали в городе Килис, но не взорвались. Также власти ввели комендантский час в Юксекове, населенном преимущественно курдами.
Это не единственный случай нарушения перемирия в Сирии, вступившего в силу 27 февраля. В субботу повстанцы в провинции Хама сбили модифицированный самолет МиГ-21 ВВС Сирии, один пилот погиб, другому удалось спастись. Остается открытым вопрос, как повстанцы уничтожили самолет: с помощью ракеты или зенитной установки. Ранее сирийские оппозиционеры просили западные страны предоставить им зенитные орудия, однако коалиция отказалась, испугавшись, что установки могут попасть в руки ИГ.
Керри уверен, что, несмотря на периодические случаи нарушения режима перемирия, переговоры могут и должны продолжаться. При этом он добавил, что режим Асада не должен использовать перемирие в собственных целях. «Есть предел терпению», – предостерег Дамаск госсекретарь.
Замглавы МИД РФ Геннадий Гатилов осудил Турцию за обстрел курдских позиций и за переброску оружия через границу, передает Bloomberg. Он также призвал Анкару прекратить действия, которые могут помешать переговорному процессу по Сирии, и создать более «конструктивную атмосферу».
Параллельно с женевскими консультациями западная коалиция интенсифицировала переговоры с Россией по военной линии. В субботу в Аммане и Женеве состоялись встречи американских и российских наблюдателей.
На следующий день в Париже представители США, Франции, Германии, Италии и Евросоюза обсудили сирийский конфликт, сосредоточившись на неукоснительном исполнении перемирия. По итогам встречи Керри собирался связаться с Лавровым по телефону и обсудить достигнутые договоренности. Парижское заседание стало финальной сверкой часов западных дипломатов перед женевскими консультациями.