Депутаты слетаются в Пекин, чтобы решить судьбу страны до 2020 года. Фото с сайта www.news.cn
В Пекине открылась сессия Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК), вслед за ней начнутся заседания парламента. Делегатам предстоит утвердить пятилетний план, в ходе которого должно быть построено «общество малого достатка». Премьер Ли Кэцян в докладе покажет, что цель достижима, несмотря на замедление экономики. Судя по публикациям СМИ, еще одной задачей является повышение авторитета лидера страны.
Когда тысячи законодателей и политических советников собрались на две ежегодные сессии – высшего совещательного органа НПКСК и Всекитайского собрания народных представителей (парламента), погода испортилась, ветер принес в столицу пыль. Концентрация мелких вредных для здоровья частиц в воздухе достигла 194 микрограммов на кубометр.
Пекинцы вновь надели маски, а ведь до этого они в течение двух месяцев любовались голубым небом над столицей.
Главная задача сессий – утвердить 13-й пятилетний план. Как передало агентство «Синьхуа», в центре внимания делегатов будут структурные рыночные реформы и защита окружающей среды. Правительство хочет уменьшить зависимость от инвестиций и производства и сделать упор на внутреннем спросе и сфере обслуживания.
Проект пятилетки намечает удвоение ВВП в пересчете на душу населения по сравнению с теми показателями, которые были достигнуты в предыдущем десятилетии. Таким образом, к 2020 году будет построено «общество малого достатка» – термин, взятый из учения Конфуция. Подразумевается, в частности, что через пять лет будет избавлено от нищеты более 70 млн человек, которые относятся к категории бедняков.
Выполнение этой задачи стало бы большим шагом в воплощении «китайской мечты», о которой неоднократно говорил председатель КНР Си Цзиньпин. В связи с этим ряд зарубежных наблюдателей отмечают, что накануне сессий в некоторых СМИ и даже в партии стали чаще раздаваться голоса критики в адрес руководства. Профессор Народного университета в Пекине Чжан Мин говорит, что Си хотел бы установить более жесткий контроль над освещением сессий в СМИ. Он стремится к тому, чтобы заседания продемонстрировали гармонию и единство. «Он не потерпит голосов диссидентов на сессиях», – считает профессор.
Однако ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ларин в беседе с «НГ» поместил эти события в более широкий контекст. Он отметил, что «Си Цзиньпин действительно уделяет много внимания укреплению своей власти, так как в партии имеются силы, которые ему противостоят. Развернувшаяся борьба с коррупцией одновременно является борьбой против этих сил».
В то же время надо учитывать, что заседания НПКСК дают возможность представителям разных социальных слоев и национальных, религиозных групп Гонконга, Тайваня, зарубежных общин для подлинной, а отнюдь не показной дискуссии по острым темам. Эти делегаты имеют возможность доносить мнения своих избирателей до органов власти. Это отнюдь не декоративный орган, заключил эксперт.
О том, что полного единодушия в истеблишменте нет, свидетельствует и статья в теоретическом журнале Компартии «Цюши» («Поиск правды»). Он пишет, что члены партии обязаны следовать указаниям Си Цзиньпина. Нужно, чтобы участники заседаний одинаково оценивали важные выступления генерального секретаря партии, где говорится о китайской мечте и национальном возрождении.
Газета South China Morning Post напоминает, что после смерти Мао Цзэдуна в 1976 году в партии важнейшие решения стали приниматься на основе консенсуса. Даже Дэн Сяопин, которого называют архитектором реформ, должен был делить власть с восемью выдающимися ветеранами революции. Предшественник нынешнего генсека Ху Цзиньтао считался «первым среди равных». Но с тех пор маятник качнулся в другую сторону. Си консолидировал свои полномочия, создав в ЦК руководящие группы по надзору за реформами, Интернетом, юридическими вопросами, национальной безопасностью. По крайней мере половина секретарей парткомов провинций Китая публично заявили о поддержке нынешнего лидера страны.