Глава Пентагона Эштон Картер и генсек НАТО Йенс Столтенберг договорились усилить военное присутствие в Восточной Европе. Фото с официальной страницы НАТО в Flickr
Вашингтон назвал семь главных угроз, исходящих от Москвы, и выделил на борьбу с РФ 4,3 млрд долл. Однако преувеличивать значение интервенций не стоит. Москва не занимает первое место в списке опасностей, и тему холодной войны в Белом доме педалировать не намерены. Но дабы не потерять союзников по НАТО, Вашингтон вынужденно записал Кремль во враги.
Директор национальной разведки Джеймс Клеппер представил конгрессу ежегодный доклад с оценкой главных глобальных угроз безопасности США, в котором нашлось место и России. Москва представляет опасность в киберпространстве, в ракетной и космической сферах, на фронтах «традиционной» разведки, в Арктическом регионе и в локальных конфликтах.
В США опасаются, что Россия может проводить в Сети разведывательные диверсии с целью поражения критически важных объектов инфраструктуры, сбор информации, «операции влияния» – давление на мнение людей, с тем чтобы изменить их представления о жизненно важных вопросах.
Россия нарушает положения Договора о ракетах малой и средней дальности, однако все обвинения отрицает. И Россия, и Китай продолжают совершенствовать космическое оружие, которое вскоре может стать угрозой для военных, гражданских и коммерческих систем.
США обеспокоены действиями России в Арктике, так как Москва продолжает курс на милитаризацию вдоль северной береговой линии с целью обеспечить господство в «исключительной экономической зоне».
В заключение Клеппер возлагает на Россию ответственность и за разжигание региональных конфликтов, например, в Украине и Сирии. При этом Вашингтон по-прежнему считает Москву «бесспорным гегемоном» в Европе, а также отмечает, что с началом украинского кризиса в 2014 году она удвоила усилия по укреплению влияния в Евразии, чтобы тверже вовлечь государства (Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию) в Евразийский экономический союз.
Клеппер уделил особое внимание положению дел в самой России, отметив, что внешний курс находится в прямой зависимости от внутриполитической ситуации. Президенту РФ Владимиру Путину удалось сохранить рекордные рейтинги в течение почти двух лет после присоединения Крыма, однако тревога Кремля относительно массовых демонстраций остается высокой, и правительство продолжит полагаться на репрессивные методы. Страх нестабильности будет особенно высок в преддверии думских выборов. Тем более что экономика России продолжит сокращаться по причине многолетних структурных проблем производства, падения цен на нефть, а также из-за экономических санкций, ввергнувших страну в рецессию.
Разведка прогнозирует, что Путин продолжит пытаться использовать сирийский кризис, чтобы прорвать международную изоляцию под предлогом борьбы с «Исламским государством» (ИГ, запрещенная в России террористическая группировка. – «НГ»). Несмотря на экономические трудности, Москва по-прежнему привержена цели модернизации военной сферы. Она поднимает информационную войну на новый уровень, пытаясь дискредитировать Запад и укрепить статус России как сверхдержавы.
По этой причине администрация президента США Барака Обама выделила 4,3 млрд долл. на «противостояние российской агрессии и поддержку европейских союзников» в 2017 году. Эти ассигнования пойдут на «политическую, экономическую и публичную дипломатию, а также военную поддержку, направленную на выстраивание сопротивляемости и сокращение уязвимости перед российской агрессией среди союзников по НАТО и стран-партнеров в Европе, Евразии и Центральной Азии», говорится в документах, опубликованных на сайте Белого дома.
Однако не стоит преувеличивать значения антироссийского курса: эти траты несопоставимы с другими расходами. Бюджет США на следующий год составит 4,1 трлн долл., и, для сравнения, на стабилизацию ситуации в Сирии направят 11 млрд, а на обеспечение кибербезопасности – 19 млрд.
Помимо России США крайне недовольны действиями КНДР, которая продолжит производство ядерного оружия, баллистических ракет, подводных лодок, Иран также остается в списке недругов, несмотря на заключение ядерной сделки.
В Белом доме насторожены и «непревзойденными успехами» ИГ в привлечении бойцов, которые стали результатом успешного использования новых компьютерных технологий.
Эксперты также полагают, что Вашингтону невыгодно делать акцент на «красной угрозе», исходящей от Москвы, и называть Россию главным врагом. «Россия не ушла из числа главных угроз, и я бы не стал говорить, что ситуация кардинально изменилась, – заявил в беседе с «НГ» заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов. – Возможно, она изменилась в тактическом плане, потому что администрация США не намерена педалировать тему «российской угрозы». Есть слишком много серьезных факторов, сдерживающих Вашингтон: это и неясная ситуация вокруг Сирии, и предвыборная кампания в Штатах. Излишний акцент на российской угрозе вызовет массу вопросов к действующей администрации, а значит, и кандидатам от Демократической партии».
«Антироссийские» средства, заявленные США, в первую очередь направят на содержание военного контингента в Европе. Британская Telegraph в преддверии встречи министров обороны стран – членов НАТО в Брюсселе, стартовавшей вчера, сообщила, что альянс намерен направить батальоны численностью по 500–1000 человек в страны Балтии и Восточной Европы (Латвия, Литва, Эстония, Болгария, Польша, Румыния) для сдерживания России. Вероятно, здесь расквартируют бойцов из США, Германии и Великобритании.
Альянс крайне обеспокоен возможными «гибридными атаками» и полномасштабной оккупацией российскими войсками. Переброска войск должна показать Москве, что крымская «интервенция в украинском стиле» здесь не пройдет.
В Брюсселе министры обсудили вопросы увеличения военных расходов, создания новой инфраструктуры, укрепления киберобороны, определив общие контуры стратегии. Конкретные цифры огласят на саммите НАТО в июле в Варшаве. Но уже сейчас очевидно, что альянс развернет на подступах к России силы быстрого реагирования, увеличив численность с 15 до 40 тыс. человек, и разместит ракеты класса «земля–воздух», самолеты-штурмовики и вертолеты.
Предваряя встречу, генсек НАТО Йенс Столтенберг приветствовал решение США увеличить финансирование «постоянного ротационного присутствия в Европе наземных, морских и воздушных сил». Однако у Обамы не было иного выбора, кроме как продолжить ассигнования. Нужно различать реальные угрозы и политические задачи, которые пытаются решить Штаты, обратил внимание Данилов. Если бы Вашингтон не пошел по пути противодействия «российской агрессии и угрозе» в Европе, он бы слишком много потерял, и в первую очередь – союзников по НАТО, подчеркнул он.
Telegraph отметила, что развертывание войск, несомненно, будет воспринято Кремлем как доказательство провокации и «окружения» страны. В интервью российским СМИ по случаю Дня дипломатического работника глава МИД РФ Сергей Лавров подтвердил прогноз газеты и обратил внимание на тщетность попыток НАТО найти смысл своего существования, утраченный после распада Варшавского договора. Российский министр добавил, что раздувание мифа о «российской угрозе» необходимо для оправдания существования блока.