Синдзо Абэ надеется, что председательство в G7 выведет Японию в лидеры мировой дипломатии. Фото Reuters
Японский премьер Синдзо Абэ высказался за то, чтобы Россия вместе с державами G7 участвовала в урегулировании конфликтов на Ближнем Востоке. Он также готов посетить Россию или пригласить Владимира Путина к себе для обсуждения территориального вопроса. Хотя Япония не предлагает восстановить членство РФ в эксклюзивном клубе развитых стран, ее инициатива может вызвать раздражение Вашингтона. По мнению эксперта, Страна восходящего солнца хочет продемонстрировать, что стала самостоятельным игроком на мировой арене.
Знаменитый английский автор Джон ле Карре использует в названии одного из своих шпионских романов метафору «вернуться с холода». Британская Financial Times, которой, как и японской Nikkei, дал интервью Синдзо Абэ, заимствует это выражение у писателя, когда характеризует японскую инициативу, касающуюся дипломатического взаимодействия с Россией. Японский лидер, утверждает газета, призывает вернуть с холода главу российского государства.
Что же конкретно предлагает Япония? Поскольку в этом году она председательствует в «большой семерке», Абэ хочет отправиться в Москву или пригласить президента РФ в Токио. Указывая на напряжение между Ираном и Саудовской Аравией, войну в Сирии и угрозу со стороны радикального ислама, он говорит: «Мы нуждаемся в конструктивном взаимодействии с Россией».
По версии Financial Times, бывшая G8 исключила Россию после присоединения Крыма и событий на востоке Украины. Япония присоединилась к экономическим санкциям. Но Абэ ясно дал понять, что хочет работать с Путиным. «Как председатель G7 я должен искать решения, касающиеся стабильности региона и всего мира, – сказал Абэ, указав на территориальный спор с Россией из-за Курильских островов. – Считаю, что диалог с Россией, диалог с президентом Путиным очень важен».
Nikkei, которая публикует полный текст беседы, приводит еще одно важное высказывание японского лидера: «Хотя более 70 лет прошло с окончания войны, Россия и Япония все еще не подписали мирный договор. Это ненормально. Президент Путин согласен, что это ненормальная ситуация. Я хочу провести упорные переговоры с ним, чтобы решить территориальный вопрос и заключить мирный договор».
Означают ли эти заявления, что в позиции Японии произошел сдвиг и отношения между нашими странами теплеют? Эти вопросы «НГ» задала руководителю Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерию Кистанову.
«Это может расцениваться как определенный поворот Абэ к России на фоне санкций, на фоне остракизма, которому Путина подвергают лидеры ведущих западных стран. Но за всем этим кроется желание Абэ решить территориальную проблему. На Путина здесь делается главная и единственная ставка. Абэ неоднократно говорил, что хочет решить вопрос, пока он занимает пост премьера. Но, по существу, позиция Японии принципиально не изменилась. Россия должна вернуть эти «северные территории». Тогда будет подписан мирный договор, подведена черта под Второй мировой войной, и две страны начнут отношения как бы с чистого листа», – отметил эксперт.
В Японии по этому поводу много гаданий. Аналитики спорят, что означает заявление Путина, что нужно добиваться ничьей. Что это означает: то ли возвращение двух островов по декларации 1956 года, то ли разделение всех четырех островов по половине площади?
Но у Абэ есть еще целый ряд соображений, почему с Россией не нужно сжигать мосты. Хотя бы потому, что он сам находится в серьезной изоляции в Северо-Восточной Азии. У него есть серьезные территориальные проблемы с Китаем и Южной Кореей. Ни корейцы, ни китайцы не хотят разговаривать на эти темы. А вот Россия готова к диалогу. «Тем самым Абэ дает понять китайцам и южнокорейцам: вот, смотрите, с Россией мы можем обсуждать эту сложную проблему. Почему же вы так жестко настроены?» – пояснил Кистанов.
Нужно также учесть, что в Японии все большее распространение приобретает тезис о так называемой китайской военной угрозе в связи с тем, что мощь вооруженных сил КНР растет. Японцев очень беспокоит, что Россия и Китай сближаются не только в экономической, но и в политической, военной сферах. Возможно, разворот в сторону Путина имеет под собой подспудную идею: «немножко оторвать Россию от Китая», полагает эксперт.
«Есть и глобальные мотивы у Абэ. Он заявил, что Япония в 2016 году должна выйти в лидеры мировой дипломатии. Тут он хочет заработать очки на посредничестве между Россией и западными странами», – добавил Кистанов.
Интервьюеры спросили премьера, что он думает о создании «группы двух», куда войдут Китай и США. Они будут контролировать весь Азиатско-Тихоокеанский регион. Это устаревшая концепция, которая напоминает раздел Африки и Ближнего Востока между Британией и Францией, ответил Абэ.