Афганские военные утратили контроль над маковыми плантациями в провинции Гильменд. Фото Reuters
Боевики радикального движения «Талибан» захватили город Сангин в провинции Гильменд – столице наркоиндустрии Афганистана. Правительственная армия несет серьезные потери, а силы миссии НАТО не могут помочь им на поле боя. Афганские политики тем временем делают противоречивые заявления о ситуации в регионе, а президент Мухаммед Ашраф Гани вообще уехал в Баку, прихватив с собой ключевых министров.
С тех пор как президент США Барак Обама объявил о выводе войск из Афганистана, талибы активизировали свои действия. В Сангине боевики захватили здания полиции, администрации и другие объекты. Пресс-секретарь премьер-министра Джавид Фаисал опроверг в Twitter захват города боевиками, но позднее удалил эту запись.
Заместитель губернатора осажденной провинции Мохаммад Ян Расулуар признался: военные несут большие потери. «Обсуждение этой проблемы в социальных сетях разозлит вас. Но… Гильменд на краю пропасти. 90 человек были убиты близ Сангина за последние два дня», – обратился политик к президенту на своей странице в Facebook.
Глава провинции Мирза Хан Рахими, впрочем, созвал журналистов и заверил, что «все под контролем». Член местного совета Наргиз Рокхшани с ним не согласилась, отметив, что провинция вот-вот достанется боевикам. «Если британцы и американцы нам не помогут, а правительство не начнет думать о Гильменде, провинция окажется в большой опасности», – цитирует ее Guardian.
На этом фоне Великобритания и США направили на помощь афганским силам своих инструкторов. «Этот персонал оказывает консультативную помощь афганской национальной армии. Они не были отправлены для участия в боевых действиях и не будут покидать пределы лагеря», – подчеркнули в Минобороны Соединенного Королевства.
Для британских войск район Сангина – болевая точка. Лондон нес за этот регион ответственность в рамках операции против талибов. За все время здесь погибли более 100 подданных королевства. Не сумев более удерживать позиции, британские части отступили, а на их место пришли американцы.
Сангин – крупный центр производства опия. Поэтому если «Талибану» удастся удержать за собой регион, то бюджет группировки пополнится значительной суммой наркодолларов. На наркотрафике зарабатывает и «Исламское государство» (ИГ, запрещенная в России террористическая группировка. – «НГ»). По словам главы Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Виктора Иванова, боевики получают до 500 млн долл. в год от транзита афганского героина, который поступает в Европу и РФ.
Спецпредставитель Российского союза ветеранов по Афганистану Вячеслав Некрасов в беседе с «НГ» пояснил: любой более или менее значимый захваченный кишлак или город означает поражение центральной власти. «Это воспринимается как воодушевляющий фактор для «Талибана», ИГ и других противников официальных властей. В провинции Гильменд производится большая часть афганского опиума. Там даже происходят столкновения между талибами и боевиками ИГ, формирования которых появились в 25 из 34 афганских провинций, за контроль над посевами и наркопотоками», – отметил эксперт.
По мнению Некрасова, рано говорить о деморализации афганской армии, однако с боевым духом действительно есть проблемы. «Правительство нацелено вести переговоры с талибами, а экс-президент Хамид Карзай даже называл их братьями по вере. У армии возникает вопрос: кто они – враги или братья, а если так, то как можно воевать с братьями по вере? Боевого духа это не прибавляет. Кроме того, без внешней поддержки афганской армии будет сложно – не хватает танков, бронетранспортеров, авиации и др.», – подчеркнул Некрасов. По его словам, чтобы сузить социальную базу для боевиков, необходимо принять меры по восстановлению экономики Афганистана. Эксперт отдельно отметил: «Большая часть населения страны надеется и на помощь России».
Кстати, ранее Москва и Кабул договорились о поставках автоматов Калашникова. В настоящее время идут переговоры о приобретении афганцами российских вертолетов Ми-35, танков и БМП.