Министр обороны Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман Аль Сауд сообщил о создании нового военного альянса. Фото Reuters
Вчера Саудовская Аравия объявила о формировании исламской военной коалиции из 34 стран, которая должна дать отпор международному терроризму. Союзники подчеркнули, что будут бороться не только с боевиками на Ближнем Востоке, но и с другими экстремистами, которые несут угрозу их странам. В Кремле не торопятся давать оценку новому военному альянсу.
После терактов в Париже многие страны Ближнего Востока были весьма обеспокоены активностью европейских государств по созданию широкой антитеррористической коалиции. На словах местные политики, конечно, поддерживали усилия президента Франции Франсуа Олланда и его коллег, но на деле перспектива потерять контроль над региональными процессами их сильно волновала. Пока ЕС, США и Россия никак не могут скоординировать свои усилия, Саудовская Аравия сыграла на опережение.
Почти три с половиной десятка стран вошли в коалицию под предводительством Саудовского Королевства. Среди участников исламского антитеррористического фронта оказались Иордания, ОАЭ, Пакистан, Турция, Тунис, Судан, Катар, Кувейт, Ливан, Египет, Нигерия и другие страны Ближневосточного региона и Африки. Любопытно, что в альянс включили раздираемые войной Йемен и Ливию. Кроме того, ряды борцов с террористами пополнило Сомали – государство, которое уже несколько десятилетий фактически не контролируется официальными властями, а его территория давно является пристанищем террористов, пиратов и других преступных групп.
«Обозначенные страны решили создать военный альянс под предводительством Саудовской Аравии с координационным центром в Эр-Рияде для противостояния терроризму», – цитирует Reuters заявление, распространенное правительственным информационным агентством Саудовской Аравии. «Мы будем сотрудничать с ключевыми державами и международными организациями в рамках операций в Сирии и Ираке», – сказал министр обороны Королевства Мухаммед бен Сальман Аль Сауд.
Шиитский Иран в Эр-Рияде, видимо, к ключевым державам не отнесли. Тегеран в коалицию не пригласили. Впрочем, отсутствие в альянсе такого важного игрока объясняется тем, что саудовцы и иранцы находятся по разные стороны баррикад в Йемене и Сирии, не говоря уже о давней борьбе за влияние в регионе и религиозные противоречия. Важно, что совместно воевать с экстремистами не пригласили и Ирак.
Участники союза взяли на себя «обязательство защищать мусульманские нации от зла, которое несут все террористические группы независимо от их конфессиональной принадлежности и которые сеют смерть и разрушения на Земле». Министр обороны Саудовской Аравии подчеркнул, что коалиция будет вести борьбу не только с «Исламским государством» (ИГ – запрещенная в России террористическая организация. – «НГ»), но и с «любыми террористическими организациями, которые угрожают» этим странам.
Заслуженный деятель науки РФ Георгий Мирский в беседе с «НГ» пояснил, что отсутствие в коалиции Ирака объясняется тем, что формально страна и так борется с ИГ, а самые боеспособные формирования на ее территории – курдское и шиитское ополчения, но не правительственные войска. «Не было смысла привлекать Ирак. В мае прошлого года боевики ИГ внезапным броском ворвались в Мосул, а иракская армия, побросав все, сбежала оттуда. Почти все 10 млрд долл., которые американцы потратили на создание иракской армии, были выброшены на ветер. Террористы пытались продвинуться к Багдаду, но их остановили шиитские отряды самообороны при поддержке ВВС США. То же самое произошло в Иракском Курдистане. Экстремистов при поддержке американской авиации остановили отряды курдского ополчения», – напомнил эксперт.
По мнению Мирского, по-настоящему воевать с ИГ способны курдское, шиитское и алавитское ополчения, поскольку они «воюют за свои семьи и за свою территорию». «ИГ – суннитская группировка. Если расспросить население Саудовской Аравии и других стран Персидского залива, то они скажут: боевики ИГ, конечно, делают такие вещи, которые не позволены мусульманину, но они же «свои» – это главное здесь слово. Они воюют против «ненавистных» шиитов, американцев, евреев, хотя и перебарщивают. Поэтому у суннитских армий нет сильной мотивации вступать в бой не на жизнь, а на смерть с фанатиками, для которых величайшее счастье умереть за ислам. А бомбить готовы все», – считает эксперт.
Мирский подчеркнул, что ситуацию на Ближнем Востоке перевернули теракты в Париже: «Запад решил начать настоящую войну против джихадистов». Он пояснил: после успешных наземных операций курдов в Саудовской Аравии всерьез обеспокоились перспективой расширения Курдистана. То же самое беспокоит и Турцию. «Если победу над ИГ в Мосуле, на который готовится большое наступление, одержат курды, то это будет означать, что арабы потерпели историческое поражение – уступили Ирак курдам. Саудовцы не могут себе позволить проиграть Ирак и Турции, которая разместила там свои войска, чтобы при случае первой взять Мосул. Но нельзя допустить также победу ИГ, поскольку тогда боевики окажутся сильнее всей арабской коалиции. Поэтому скрепя сердце Саудовской Аравии приходится что-то предпринимать», – заключил эксперт.
Между тем пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сказал, что пока рано давать оценку новой коалиции, добавив, что «гипотетически объединение усилий в борьбе с экстремизмом в различных его проявлениях – это позитивное явление». Вполне возможно, что создание альянса – всего лишь попытка не допустить абсолютного лидерства западных стран и России в борьбе за влияние в регионе.