0
10126
Газета В мире Интернет-версия

16.12.2015 00:01:00

Керри попросил Путина надавить на Асада

Тэги: джон керри, сергей лавров, украинский кризис, донбасс, минские соглашения, сирия, абшар асад, антитеррор, иг, иран, ядерная сделка, владимир путин, санкции, турция


джон керри, сергей лавров, украинский кризис, донбасс, минские соглашения, сирия, абшар асад, антитеррор, иг, иран, ядерная сделка, владимир путин, санкции, турция В Москве Джон Керри не только провел переговоры, но и совершил променад по Арбату. Фото Reuters

Вчера госсекретарь США Джон Керри второй раз за полгода прибыл в Москву для переговоров с главой МИДа Сергеем Лавровым и президентом Владимиром Путиным. Дипломаты анонсировали обсуждение Минских соглашений по Украине, турецко-российского кризиса, однако ключевым вопросом стала война в Сирии. Керри попытался подготовить почву для третьего этапа Венского процесса, определиться с будущим Башара Асада, а Лавров – выяснить, кого и почему записывают в «плохие» и «хорошие» террористы.

Керри ехал в Москву без «предпосылок к встрече», заявил пресс-секретарь Госдепа Джон Кирби. В то же время американский журнал Politico со ссылкой на источники в администрации президента США написал, что сейчас в Белом доме настроены на контакты с РФ. 

Тон переговоров «не теплый, но и не враждебный», «деловой». «Нельзя отрицать, что сирийская военная кампания дала России место за столом переговоров, а Путин создает события, на которые остальной мир не может не реагировать», – приводит издание мнение Эндрю Вайса из международного Центра Карнеги. По данным журнала, именно Керри стал лоббистом переговоров с Россией.

В свою очередь, МИД РФ, предваряя визит, объявил, что «Вашингтон ищет поддержки американских подходов (в Сирии. – «НГ»), далеко не всегда стыкующихся с международным правом. В ходе переговоров в Москве надеемся получить от госсекретаря необходимые пояснения».

Открывая встречу, Лавров заявил: «Само сирийское урегулирование требует нашего постоянного внимания в русле тех задач, тех договоренностей, которые были достигнуты в Вене в ходе двух заседаний этой группы». Он добавил, что проблема терроризма шире сирийской, напомнив о Ливии.

Керри поблагодарил за теплый прием, отметив, что визит – хорошая возможность достичь прогресса. Россия сыграла существенную роль в иранской ядерной сделке, и теперь Москва могла бы деятельно поучаствовать в сирийской кампании. Миру нужно, чтобы «две важные нации, державы смогли найти точки соприкосновения и договориться по данным вопросам», подчеркнул Керри.

Камнем преткновения в московских переговорах стало будущее Асада и формирование списка нерукопожатных террористов и умеренных групп, с которыми можно вести переговоры. Washington Post пишет, что Керри уговаривал Лаврова и Путина оказать давление на Асада, чтобы сирийский президент направил своего представителя на переговоры с повстанцами в январе.

Президент США Барак Обама ранее заявил, что не верит в скорое изменение стратегии России в Сирии, но высказал надежду на то, что Москва рано или поздно присоединится к военной коалиции в борьбе с «Исламским государством» (ИГ, запрещенная в России террористическая группировка). Путин же настаивал на создании нового альянса, который будет действовать в Сирии по мандату ООН. Лавров отмечал: именно то, что США воюют в Сирии без мандата ООН и без приглашения сирийского правительства, не позволяет Москве примкнуть к Вашингтону.

«Мы давно предлагаем Западу создать коалицию. Мы успешно ведем тяжелые бои, взяв на себя серьезную функцию, пока Обама занимался рассуждениями, – заявил в беседе с «НГ» заместитель директора Института США и Канады РАН Виктор Кременюк. – Москва проводит свою политику в Сирии достаточно успешно, у нас хватает ресурсов и не требуется западная коалиция. Но мы не желаем действовать, как «одинокий ковбой», и готовы кооперироваться с теми странами, чьи цели совпадают с нашими».

В США не скрывают, что не рассчитывают на совместные операции с Россией, потому что подходы Москвы и Вашингтона серьезно различаются, пишет Wall Street Journal. Однако можно снизить влияние Москвы и минимизировать угрозу столкновений с союзниками. По данным газеты, Пентагон предлагает выделить России в Сирии сектор в качестве прикрепленного боевого пространства.

«Изоляционистская» позиция России может дать крен: Саудовская Аравия в канун переговоров объявила о создании широкой коалиции суннитских стран, которая Москву не ждет. Однако это не означает, что РФ окажется в Сирии не у дел. «За бортом сирийской кампании Россия не останется. Мы уже находимся в некой коалиции, которая чуть-чуть легитимнее остальных, ведь мы воюем по приглашению Асада. Нам остается опора на шиитскую коалицию, – заметил в разговоре с «НГ» президент Института стратегических оценок Александр Коновалов. – Я не думаю, что суннитская коалиция, существующая пока на бумаге, немедленно начнет активные боевые действия. От этой коалиции выиграют американцы, которые переложат значительную роль и ответственность на суннитов. Альянс Саудовской Аравии станет экономическим и военным компонентом американской коалиции».

«Коалиция под руководством Саудовской Аравии создается не для того, чтобы бороться с ИГ, а против Ирана и шиитских группировок, которые Эр-Рияд скопом зачисляет в террористы. Во-вторых, подавляющее количество участников коалиции ничего не смогут сделать в борьбе с ИГ, – заявил «НГ» президент Института религии и политики Александр Игнатенко. – Мы видим, что альянс не имеет прямого отношения к России. Но я бы обратил внимание на другое: инициатива Эр-Рияда накануне нью-йоркского этапа Венского процесса торпедирует переговоры и усилия дипломатов».

Россия, осознавая, что может утратить позиции, тоже пошла навстречу Западу, объявив о поддержке Свободной сирийской армии (ССА). Еще месяц назад Лавров называл ССА фантомной организацией, а теперь начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов отрапортовал о воздушной поддержке повстанцев, которые являются противниками Асада.

На переговорах Керри также передал Путину озабоченность Обамы неисполнением России обязательств по Минским соглашениям, в рамках которых Москва должна была вывести тяжелые вооружения и прекратить поддержку сепаратистов. Россия понесет «наказание» за это уже на этой неделе: санкции против РФ будут продлены на саммите Евросоюза. Керри огласил позицию США: покуда соглашения не будут исполнены, санкции с России не снимут, пишет Washington Post.

По данным американских СМИ, накануне визита Россия якобы предложила США размен: рассмотреть возможность влияния на Асада (склонить его к переговорам с оппозицией), чтобы добиться облегчения санкций. Однако Госдеп «не намерен играть и торговать Украиной за Сирию», сказал высокопоставленный американский чиновник.

Эксперты сомневаются в достоверности этой информации. «Подобные слухи появляются не первый раз, но США – не активный игрок в Украине, реальные участники – Россия, Германия и Франция, – подчеркнул Кременюк. – Я не вижу сегодня признаков большой сделки. Сейчас воду мутят украинцы. Мы не встречаем в лице Киева ответственного игрока, готового исполнять договоренности».

У России появилась еще одна точка напряжения на ближневосточной карте – Турция. Предваряя визит, Керри указал на необходимость деэскалации конфликта между РФ и Турцией. По словам официального представителя Белого дома Джоша Эрнеста, в настоящее время не наблюдается «какого-либо серьезного обострения» в отношениях между Москвой и Анкарой, что можно расценивать как «проблеск оптимизма».

«В интересах России предотвратить эскалацию конфликта с Турцией, и мы окажемся в невыигрышной ситуации, если вдруг тоже собьем самолет, – обратил внимание Коновалов. – У нас авиагруппировка в Сирии включает около 50 самолетов, а у Турции только F-16 – более 300. Турецкий флот превосходит Черноморский по огневой мощи в 4,6 раза, а если учесть и другие страны НАТО в акватории – то в 20 раз. Наконец, если мы надеемся напугать кого-то ядерным оружием, то и на территории Турции есть 40 атомных боеголовок на американской базе».

Москва по-прежнему придерживается твердого курса в отношениях с Анкарой, не желая вести переговоры без выполнения российских ультиматумов. Ранее посол России в Турции Андрей Карлов выдвинул три условия, при которых возможна реанимация российско-турецких отношений: Анкара должна извиниться за уничтожение Су-24, найти и наказать убийц пилота бомбардировщика и морпеха, участвовавшего в спасении экипажа, а также возместить ущерб за крушение самолета. Турция не раз подчеркивала, что выполнять эти требования не намерена, а потому ожидать потепления отношений вряд ли стоит.


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
739
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
759
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1015
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
731

Другие новости