Фото Reuters
Эмиссары бандподполья Северного Кавказа создали и возглавляют минимум шесть крупных группировок, действующих в районе турецкой границы.
«Наши летчики… проводили операцию по борьбе с ИГИЛ в Северной Латакии, это горная часть, где сосредоточены боевики, в основном выходцы из Российской Федерации, – заявил 22 ноября королю Иордании Абдалле II президент России Владимир Путин. – Они выполняли свою прямую задачу превентивных ударов по террористам, которые в любое время могли вернуться в Россию».
Подробное исследование о северокавказских боевиках в рядах ИГИЛ (летом 2014 года переименованного в «Исламское государство») и «Джебхат ан-Нусры» (обе группировки запрещены в России) в феврале с.г. опубликовал на своем сайте Гордон Хан, адъюнкт-профессор Института Мидлбери международных исследований (Монтеррей, Калифорния): «В конце 2011 или в начале 2012 года верховный лидер «Имарата Кавказ» Доку Умаров направил в Сирию и финансировал деятельность четырех ключевых амиров (командиров) – Тархана Батирашвили (псевдоним – Абу Умар аш-Шишани, то есть Абу Умар Чеченский), Мурада Маргошвили (Муслим, иногда Абу Валид, аш-Шишани), Руслана Мачалиашвили (Сейфуллах аш-Шишани) и личного посланника Умарова у местных моджахедов Салахуддина аш-Шишани». На одной из фотографий Маргошвили запечатлен рядом с Шамилем Басаевым. «Вместе с джихадистами «Имарата Кавказ» в Сирии воюют представители татар из России и Евразии, – пишет американский исследователь, – в том числе из Республики Татарстан, крымские татары и даже некоторые из поволжских татар Республики Мордовия».
«К концу 2012 года, – отмечает Хоун, – моджахеды «Имарата Кавказ» и большая часть других иностранных боевиков, воюющих в Сирии, объединились в единой части иностранных моджахедов в подчинении «Ан-Нусры», филиала «Аль-Каиды». Часть, названную «Катаиб аль-Мухаджирин», возглавил Тархан Батирашвили, взявший Мурада Марголашвили в заместители. В 2013 году Батирашвили перешел с частью подчиненных к ИГИЛ, получив командование его Северным фронтом. Часть бригады во главе с Русланом Мачалиашвили (погиб 14 января 2014 года в Алеппо) осталась при «Аль-Каиде», а Салахуддин аш-Шишани создал группировку «Имарат Кавказ в Шаме» (Шам – арабское название Сирии), лавировавшую между этими двумя крупными объединениями. Все эти чеченские группировки базировались на северо-востоке Сирии близ турецкой границы. Об их связи с «Имаратом» говорит, например, видео, распространенное в августе с.г. джихадистским сайтом Khilafa.org, под названием: «500 чеченских моджахедов «Аджнад аль-Кавказ», «Имарат Кавказ», «Джунд аш-Шам» захватили Идлиб». Последняя из упомянутых группировок, как сообщает сайт ChechensInSyria.com, связана с чеченской диаспорой в Австрии и других европейских странах, возникшей после чеченских войн.
Кроме того, по словам Хана, ряд северокавказских группировок – «Джамаат Халифата» и «Джамаат Тархана» – базируется непосредственно в провинции Латакия: «Первая во главе с амиром Абдулом Халимом аш-Шишани, который, как и Маргошвили, как сообщается, воевал в Чечне еще до появления в октябре 2007 года «Имарата Кавказ»… «Джамаат Тархана» представляет особый интерес, потому что по крайней мере первоначально он состоял из моджахедов из джамаата видного амира «Имарата Кавказ» Тархана Газиева. Газиев воевал в рядах чеченских сепаратистов еще до создания «Имарата Кавказ». Когда «Имарат» возник в 2007 году, Газиев был командиром группы Юго-Западного фронта Чеченской Республики Ичкерия и сохранил этот пост в «Имарате». В августе 2010 года в «Имарате» произошла смута. Газиев с рядом известных амиров чеченского вилаята и многими из амиров прочих вилаятов порвали с Умаровым». Газиев создал свой независимый чеченский «вилаят» (провинцию), а в 2011 году перебрался со своими бойцами на джихад в Сирию.
«Созданные чеченцами формирования – «Аджнад аль-Кавказ», «Джунд аш-Шам» и «Джамаат Тархана» – тоже (как и Батирашвили. – «НГ») поклялись осуществить нападения на Россию, – писала 10 октября с.г. британская газета Independent. – Ни одно из этих формирований не является частью ИГИЛ, они связаны с «умеренными» повстанцами». Очевидно, этим и объясняются вызывавшие упреки Запада авиаудары российской авиации по позициям «умеренных». С ИГИЛ тех развела не идеология, а личная неприязнь, ориентация на разные финансовые и военные каналы подпитки.
Этими группировками список чеченских формирований в Сирии не исчерпывается. 14 сентября с.г. сирийская армия сообщила о ликвидации у горы пророка Юниса на востоке провинции Латакия группы северокавказских боевиков из группировки «Джунд Кавказ». Как отмечается на сайте ChechensInSyria.com, это формирование было создано представителями «черкесской» диаспоры Сирии и базируется в Латакии (по данным сирийской армии, базы «Джунд Кавказ» находятся у деревни Сальма, города Рабия и горы аль-Акрад близ турецкой границы), активно пополняясь из-за рубежа. Лидером группировки является Абдул Хаким аш-Шишани, воевавший в «пригородном джамаате» в Грозном в ходе второй чеченской войны. «Есть чеченская группировка, базирующаяся около Латакии – «Ансар аш-Шам», – добавляет Хан. – Ее амиром является Абу Муса аш-Шишани, тесно связанный в 2012–2013 годах с Батирашвили, Маргошвили и Мачалиашвили».
Как можно предположить, ряд бывших дудаевских командиров и их бойцов рассматривает Сирию как поле новой битвы с Россией.