0
6000
Газета В мире Интернет-версия

19.11.2015 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. С поворотом на Восток решили повременить?

Григорий Локшин

Об авторе: Григорий Михайлович Локшин – ведущий научный сотрудник Центра изучения Вьетнама и АСЕАН Института Дальнего Востока РАН.

Тэги: манила, саммит, атэс, экономика, внешняя политика, азия, атр


манила, саммит, атэс, экономика, внешняя политика, азия, атр Фото Reuters

С 16 ноября в столице Филиппин Маниле началась «неделя лидеров экономик» АТЭС – форума экономического сотрудничества стран АТР, которая завершится 22 ноября Восточноазиатским саммитом (ВАС) в столице Малайзии Куала-Лумпуре. Немало вопросов вызвал тот факт, что оба саммита пройдут без президента Владимира Путина, но с участием президента США Барака Обамы и председателя КНР Си Цзиньпина. Россию на них будет представлять премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Сразу поползли слухи, будто в новых условиях провозглашенный Россией «поворот на Восток» если не отменяется, то сильно притормаживается. Скептики при этом припомнили, как в 2013 году реагировали в Юго-Восточной Азии (ЮВА) на вынужденный отказ Обамы участвовать в аналогичных саммитах в Индонезии и Брунее. Это было воспринято как свидетельство того, что широко объявленное им «возвращение в Азию» не более чем пустой звук.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков объяснил рокировку простой оптимизацией графика: премьер, мол, все равно собирался в Юго-Восточную Азию на ВАС и в Камбоджу, а теперь заодно посетит и Манилу. И действительно, вот уже несколько лет подряд в октябре-ноябре совпадает так много саммитов, что, во-первых, снижает их значимость, а во-вторых, это вынуждает глав государств подолгу отсутствовать дома, что могут позволить себе далеко не все.

Цели российской внешней политики на азиатском направлении сформулированы президентом и никем не отменяются. Это – оздоровление региональной обстановки, сохранение в АТР стабильной, предсказуемой ситуации, продолжение динамичного развития экономики региона. В совокупности это должно не только обеспечить спокойствие на наших дальневосточных рубежах, но и создать благоприятные условия для полноценного развития Сибири и Дальнего Востока как составной части общенациональной стратегии, направленной на обеспечение социально-экономического подъема всей страны.

Саммит в Маниле – это итоговое событие, которому предшествует целый год работы различных ведомств, представителей деловых кругов и ученых стран-участниц в многочисленных комиссиях, семинарах и рабочих группах. Во многом АТЭС стал хранилищем опыта и важным интеллектуальным центром, где каждая страна вольна брать, что сочтет для себя полезным, или не брать ничего. Последним, похоже, и заняты чиновники наших ведомств в многочисленных и хорошо оплаченных государством командировках. Во всяком случае, о том, что они оттуда привезли, а главное – внедрили дома, знают только они.

А было бы не вредно этому поучиться у Китая, Вьетнама и других участников АТЭС, сумевших извлечь из форума немалую пользу. Реальность проста: если мы не готовы внедрять что-либо из продвигаемых АТЭС идей и практического опыта в государственном или частном секторах, в корпоративном управлении, в вопросах прозрачности, введения некоторых регулирующих норм, в совершенствовании экономической и правовой инфраструктуры, все эти сферы у нас будут менее конкурентоспособны, и от этого пострадают наши экономика и жизненный уровень. Была надежда, что после саммита во Владивостоке в 2012 году, в который были вложены огромные средства, отношения России с партнерами по АТЭС наполнятся новым содержанием, а ее голос в регионе станет более весомым и авторитетным. Не случилось. Надежды на скорый наплыв инвесторов не оправдались.

США, не добившись искомой ими полной либерализации торговли в АТЭС, пошли на создание торгового блока 12 государств АТР (без Китая и России), подписавших в октябре договор о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП). Предстоит еще непростой процесс его ратификации, но после вступления в силу и при определенных условиях он упразднит все тарифные и нетарифные барьеры в торговле и инвестициях. Со своей стороны, Китай и его партнеры по группировке АСЕАН+6 (Япония, Южная Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия) завершают формирование другого конкурирующего торгового блока – Всеобъемлющего регионального экономического партнерства с менее жесткими требованиями. В этой связи встают вопросы о будущей судьбе АТЭС вообще, о грозящем разделе АТР на Восток и Запад. Мимо этого на саммите в Маниле было не пройти. Но и для России встает угроза оказаться на обочине интеграционных процессов в самом динамично развивающемся регионе.

Восточноазиатские саммиты (ВАС) – это более молодое, но уже очень значимое в формирующейся региональной архитектуре объединение, ядром которого является Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Оно создано 10 лет назад в том же Куала-Лумпуре, кстати, в присутствии Путина в качестве личного гостя тогдашнего премьера Малайзии. Потребовалось еще пять лет усилий российской дипломатии для того, чтобы Россию вместе с США приняли в качестве полноправных членов ВАС. Сейчас в его составе «десятка» стран АСЕАН и ее диалоговые партнеры – Австралия, Индия, Китай, Республика Корея, Новая Зеландия, Россия, США и Япония.

ВАС утвердился как уникальная площадка для диалога на высшем уровне по стратегическим вопросам развития региона. В качестве приоритетных направлений сотрудничества в рамках ВАС изначально были определены финансы, энергетика, чрезвычайное реагирование, здравоохранение, образование и региональная взаимосвязанность. В последние годы на площадке ВАС предпринимаются усилия по формированию новой архитектуры региональной безопасности, основанной на принципах ее неделимости, приверженности международному праву и мирного урегулирования споров.

Территориальные споры в Южно-Китайском море летом этого года вновь резко повысили градус напряженности в ЮВА. Они поставили под вопрос центральную роль АСЕАН в формировании новой архитектуры безопасности и международных отношений в регионе. В определенной мере они стали также проверкой того, насколько мирно будет продолжаться подъем Китая, удастся ли США сохранить свое военное превосходство в этом регионе и сможет ли АСЕАН в этих условиях сохранить свое единство и сохранится ли альянс вообще.

Сложившийся за прошедшее время механизм взаимодействия членов АСЕАН друг с другом и с партнерами по диалогу открывает перспективу превращения ВАС в авторитетный и эффективный механизм поддержания мира и стабильности в Восточной Азии, а в более отдаленной перспективе, возможно, и всего АТР. Таким образом, ВАС мог бы стать неким аналогом ОБСЕ с учетом всех отличий этого региона от Европы. Пока это не является задачей сегодняшнего дня, и она может занять многие годы, но, как говорят в Китае, самый длинный путь начинается с первого шага.

Вот в такой непростой ситуации предстоит поработать в Куала-Лумпуре Медведеву, а затем еще посетить с визитом Камбоджу, где тоже складывается все более сложная политическая обстановка, а наши торгово-экономические отношения сократились почти до нуля. В этих краях он давно не новичок. В бытность президентом РФ в 2010 году Медведев участвовал в работе второго саммита АСЕАН–Россия в Ханое, бывал там уже в качестве премьер-министра, в том числе и на прошлогоднем саммите в Мьянме.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
327
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
442
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
376
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
367

Другие новости