Фото Reuters
Несколько японских граждан задержаны в КНР. Один из них, как предполагают, отслеживал связи Китая с КНДР, второй – побывал на прибрежных островах, где находятся военные объекты. Токио говорит, что не ведет разведку против соседа, а японские СМИ утверждают, что аресты, как и напоминания о зверствах оккупантов во время войны, служат средством давления на Японию, которая укрепляет военные связи с США.
Список подданных японского императора, арестованных в Китае и подозреваемых в шпионаже, растет. Вчера японские информационные агентства «Киодо» и «Дзидзи» сообщили, что в Шанхае задержана японка примерно 50 лет. Ее подозревают в шпионской деятельности. Женщина преподает в школе иностранных языков в Токио и часто бывает в Китае. Согласно сведениям из источников японского правительства, цель ее поездки в Китай неизвестна.
А ранее были арестованы еще три или четыре японских подданных. Двое находятся в заключении еще с мая. Японские источники, знакомые с вопросом, утверждают, что последних двоих подозревают в сборе информации в пользу Агентства общественной безопасности и разведки Японии. Китайские власти официально оповестили японскую сторону об их арестах. Один был арестован в провинции Ляонин, на северо-востоке КНР, второй – в восточной провинции Чжэцзян. Японские консульские работники получили допуск к арестованным.
Репортеры спросили генерального секретаря кабинета министров Японии Есихида Суга, занимается ли Япония шпионажем против Китая. Ответ был следующим: «Наша страна, конечно, таких вещей не делает. Это относится и ко всем другим странам». Однако агентство Reuters сообщило, что в прошлом году исчез тогдашний посол Китая в Исландии. Он якобы был арестован органами госбезопасности за передачу секретов Японии. Пекин не объяснил, что с ним случилось.
Что касается двоих японцев, арестованных в мае, то в прессу просочились некоторые подробности. Один из них был задержан на китайских островах Наньцзи около прибрежного города Вэньчжоу. Из этого города на острова устраиваются туристские экскурсии. Иностранцам нужно предъявить паспорт, китайцам – удостоверение личности. Однако китайская газета писала, что туристические поездки, бывает, организуют подставные фирмы. Газета утверждала, что среди туристов могут быть люди, интересующиеся военными тайнами.
В таком случае поездка на острова Наньцзи, безусловно, имеет смысл. Ведь там Народно-освободительная армия Китая еще в прошлом году стала устанавливать радиолокационную станцию, вертолетную площадку и другие объекты военного назначения. Британское издание Jane`s, которое занимается проблемами обороны, утверждает, что Китай использует базы на островах для того, чтобы отслеживать передвижения частей японской армии и флота вокруг необитаемых островов Сенкаку (Дяоюйдао), из-за которых между Токио и Пекином многие годы идет спор. Острова Наньцзи находятся примерно в 300 км от Сенкаку.
Другой японский подданный был арестован в городе Даньдун, расположенном у границы с КНДР. Граница между Китаем и Северной Кореей тут проходит по реке, в город по мосту через нее часто приезжают северокорейские чиновники и торговцы. Этот город считается важным пунктом для наблюдения за отношениями между Пекином и Пхеньяном. И надо полагать, японская разведка знала, кого посылать в этот район. По рождению этот человек наполовину японец, наполовину кореец. Он жил в КНДР, но перебрался в Японию и стал ее гражданином.
Китай на Западе называют основным союзником КНДР. Правда, отношения между двумя странами охладели после того, как Пхеньян в нарушение резолюций ООН провел ядерные и ракетные испытания. Но председатель КНР Си Цзиньпин, по-видимому, решил восстановить близкие связи с Пхеньяном. Не случайно на торжества по случаю 70-летия Трудовой партии в КНДР был направлен член постоянного комитета политбюро КПК.
Японское издание Nikkei называет аресты японцев в Китае, как и рейды китайских кораблей к спорным островам, средством давления на Токио. Оно даже пишет, будто лично Си хотел нормализовать отношения с Токио, но высшие чиновники в партии воспротивились.
В беседе с «НГ» главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер отметил, что «было бы неверно считать Си Цзиньпина правителем с неограниченной властью. В руководстве партии могут быть и ястребы, и голуби». Конечно, сведениям прессы о разведке нельзя полностью доверять, добавил эксперт. «Еще неизвестно, были ли одобрены аресты на самом верху, – сказал он. – Но, во всяком случае, Токио ничего не сделал, чтобы рассеять подозрения Пекина».