Фото Reuters
В Москве состоялась встреча спецпредставителя президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, замминистра иностранных дел Михаила Богданова и замглавы МИД Ирана Хосейна Абдоллахияна. Стороны сошлись в мнении, что широкий межсирийский диалог должен проходить без внешнего диктата и при уважении суверенитета Сирии. Ближневосточный дискурс России создает новые трудности для Вашингтона и вынуждает Белый дом изменить стратегию.
Хосейн Абдоллахиян в ходе вчерашней пресс-конференции отметил, что Тегеран приветствует предложение президента Владимира Путина о создании общего фронта по борьбе с терроризмом. Дипломат сообщил: «Глава МИД Ирана Джавад Зариф на встрече с Асадом представил ему новые политические идеи урегулирования.
От Асада также получили очень привлекательные идеи по урегулированию». Абдоллахиян подчеркнул, что любой мирный план по Сирии должен предусматривать участие Башара Асада, и это полностью совпадает с позицией Москвы, которая не желает «сдавать Асада». «Для Ирана Асад является гарантией выживания «Хезболлах», – говорит профессор международных отношений Лондонской школы экономики и политической науки Хаваз Гергес.
Встреча Абдоллахияна и Богданова стала заглавной темой свежего номера Wall Street Journal. Координация усилий Ирана и России, поддержка Москвой официального Дамаска в борьбе с запрещенной в России террористической организацией «Исламское государство» (ИГ), переброска двух десятков истребителей и дронов в оплот режима Асада Латакию создают новые трудности для Вашингтона. Последние переговоры свидетельствуют, что Россия использует сирийский кризис для усиления своей позиции на Ближнем Востоке, пишет газета.
Сирийский вопрос оказался основным и в повестке переговоров Путина с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху. Они обсудили меры, которые предотвратят начало большой войны в регионе. Следом, как стало известно вчера, состоялась встреча начальников генеральных штабов России и Израиля Валерия Герасимова и Гади Айзенкота. Военные договорились, что создадут совместную группу, которая разработает механизм координации действий в «воздушной, морской и электромагнитной сферах» для минимизации риска случайных столкновений в Сирии.
«Думаю, Путин откровенно заверил Нетаньяху, что не собирается воевать в Сирии, но хочет укрепить Асада, помочь ему отбиться от врагов и удержать ту небольшую территорию, которую он еще контролирует, – заметил в разговоре с «НГ» заслуженный деятель науки РФ Георгий Мирский. – Нетаньяху это и так понимал, но его больше волнует другой вопрос: чтобы российское оружие не попало в руки ИГ или «Хезболлах», и я не знаю, какие гарантии дал ему Путин. Израиль остается главным врагом исламских фанатиков, и если они захватят первоклассное российское оружие, никакие танки не помогут».
Одновременно стало известно, что США перебросили в Сирию 70 бойцов, тренировавшихся в турецком лагере в рамках программы «Обучить и вооружить». «Новые сирийские силы» будут сражаться вместе с лояльными оппозиционными силами, заниматься тренировкой, подготовкой и комплектацией сирийских повстанцев, пишет Washington Post. Ранее США уже забросили 60 повстанцев для борьбы с джихадистами, но отряд был разбит в бою с фронтом «Джебхат ан-Нусра», выжившие солдаты разбежались.
Администрация Обамы рассмотрела более агрессивные методы ведения кампании в Сирии и нацелилась на оплот ИГ в Сирии – город Ракку, и это знаменует серьезные сдвиги в политике Вашингтона. Белый дом решил пересмотреть программу «Обучить и вооружить», которая обошлась налогоплательщикам в 500 млн долл. Если ранее Вашингтон планировал подготовить более 5 тыс. бойцов, то теперь решил сосредоточиться на подготовке офицерских кадров, поставках вооружения и амуниции. Требования к кандидатам в повстанцы будут снижены, время подготовки – сокращено, а бойцов будут тренировать уже на месте, на поле боя.
«Я не расцениваю эту кампанию серьезно: за четыре года войны США не дали бойцам Свободной сирийской армии никакого серьезного оружия, потому что оно может попасть в руки ИГ, – сказал Мирский. – Обама не хочет посылать в Сирию американскую армию, ведь тогда весь арабский мир ополчится против США. Но он не может прекратить войну против Асада: это рассорит Вашингтон с Турцией и Саудовской Аравией. Вот почему Обама ведет войну вполсилы, одной рукой».
Действия Вашингтона разбиваются об интересы других стран. Так, Турция недовольна тем, что США поддерживают курдов. Определенные трения возникли и в отношениях между США и Ираком: Вашингтон обвинил Багдад в неэффективной борьбе с исламистами на севере страны, в ответ иракские военные заявили, что воздушной поддержки Штатов явно недостаточно.
«Здесь должна быть жизнеспособная сила, способная защитить и покончить с «Исламским государством», – уверен генерал Майкл Барберо, занимавшийся подготовкой иракских войск в 2009–2011 годах. – Единственная подобная сила – «Иракские силы безопасности».