Фото Reuters
Демократы в сенате США 42 голосами второй раз за неделю заблокировали резолюцию, направленную против ядерной сделки с Ираном. Республиканцам не хватило всего четырех голосов, чтобы продвинуть законопроект. Сегодня сенат проголосует в третий раз, но противникам Барака Обамы не удастся сорвать соглашение с Тегераном.
Соглашение с Ираном не подписывалось «шестеркой», а потому не требует официальной ратификации конгрессом, и единственный способ сорвать ее заключение – принять встречную резолюцию. Барак Обама неоднократно говорил, что воспользуется правом вето, но этого не потребуется: если 11 сентября резолюцию поддержали 58 из 60 сенаторов, то 15 сентября – уже 56. В голосовании не участвовали кандидаты в президенты Рэнд Пол и Линдси Грэм.
Лидер республиканского большинства в сенате Митч Макконнелл потерпел неудачу, надеясь переманить на свою сторону демократов. Он настаивает, чтобы сделка с Тегераном была завизирована при нескольких условиях: Иран признает формальное право Израиля на существование; американских граждан, томящихся в иранских тюрьмах, выпустят на свободу. Макконнелл попытается вынести документ на рассмотрение в третий раз, но демократы сомневаются в его успехе. «Любые дальнейшие попытки пересмотреть данное решение в сенате закончатся тем же и станут не чем иным, как пустой тратой времени», – объявил лидер демократов в сенате Гарри Рид.
Хотя Обаме все еще требуется получить согласие конгресса, президент уже добился стратегической победы: в Белом доме первоначально полагали, что смогут собрать в сенате только 34 голоса против резолюции, но главе государства удалось перетянуть на свою сторону некоторых критиков. И этого достаточно, чтобы провести сделку через конгресс в целом.
«Шансы на принятие резолюции минимальны: уже видна понижательная тенденция. Даже если случится чудо (что вряд ли, ведь дедлайн сегодня) – конгрессу все равно не удастся преодолеть вето Обамы, – отметил в разговоре с «НГ» замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ Дмитрий Суслов. – Шаги республиканцев носят политико-символический характер: они пытаются показать свою принципиальность и гнуть старую линию, демонстрируя, что действия демократов носят недостаточно серьезный характер и наносят ущерб национальной безопасности, но реальных способов заблокировать сделку до 17 сентября у них нет».
Однако ее перспективы по-прежнему выглядят туманными: не стоит сбрасывать со счетов итоги президентских выборов 2016 года в самих Штатах. Против сделки высказывались возможные кандидаты от республиканцев – миллиардер Дональд Трамп, сенатор от Техаса Тед Круз и экс-глава Hewlett-Packard Карли Фиорина. Трамп в ходе выступления в Калифорнии назвал сделку «одной из глупейших» и «самым слабым контрактом», который ему доводилось видеть.
«Стоит учитывать три фактора. Во-первых, и после принятия сделки республиканцы не успокоятся. Спикер конгресса Джон Бейнер уже объявил, что республиканцы инициируют судебное разбирательство, и не исключено, что дело дойдет до Верховного суда, – обратил внимание Суслов. – Во-вторых, нужно учитывать «качество имплементации» – насколько эффективно Иран будет выполнять собственную часть сделки».
Что касается третьего фактора, то не исключено, что новая администрация после выборов может отменить сделку. «Мы знаем примеры, когда новая администрация полностью пересматривала действия прошлого президента: так было с Бушем-младшим, когда он вышел из Договора по ПРО, хотя Билл Клинтон не желал этого; так было с Обамой, когда он представил собственную программу по ПРО вместо программы Буша», – напомнил Суслов.
Тревогу вокруг сделки бьет и Израиль: Jerusalem Post пишет, что отмена санкций обернется легализацией корпорации Setad, которая близка к иранской правящей элите. Этот теневой конгломерат, включающий 40 фирм и владеющий активами на 95 млрд долл., может поставить под угрозу «глобальную финансовую систему», уверен сенатор-республиканец Кори Гарднер. Setad якобы поддерживает «Хезболлах», Башара Асада и других союзников в регионе, в том числе террористов.
Пока что из сделки главным победителем вышел Тегеран, который не намерен выполнять требования республиканцев. Напротив, верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи на днях объявил, что через 25 лет Израиля попросту не будет на карте мира, сообщил телеканал CBS. «Сегодня Иран достиг такого статуса, что сверхдержавы сдались перед его величием, стойкостью, непреклонностью и единством», – вторит аятолле министр обороны Хоссейн Дехган.