Члены касты патель парализовали город Ахмадабад. Фото Reuters
В Гуджарате – штате, которым 10 лет руководил премьер-министр Нарендра Моди, – молодежь, принадлежащая к зажиточной касте патель, подняла вчера бунт против власти. Начались драки с юношами, принадлежащими к более низким сословиям. Были сожжены полицейские участки, более 60 автобусов. Введен комендантский час. Корнями эти баталии уходят в законы, которые предусматривают предоставление привилегий неприкасаемым, племенам и другим отсталым группам. За ними резервируются места в выборных органах, на госслужбе, в вузах. Слои, стоящие более высоко на социальной лестнице, считают это несправедливым.
Дели разместил внутренние войска и ввел комендантский час в штате Гуджарат, на западе страны. Эта мера была принята для того, чтобы предотвратить распространение мятежа, учиненного влиятельным кланом.
Он требует для своих членов больше должностей в государственных учреждениях и мест в колледжах.
Протесты бросают тень на авторитет Моди, который управлял Гуджаратом более 10 лет, прежде чем победил на всеобщих выборах в прошлом году. Столкновениям предшествовал митинг членов касты патель в столице штата Ахмедабаде. Как передало агентство Reuters, они требовали изменения политики, которая, по их мнению, обеспечивает несправедливые привилегии слоям с низким социальным статусом. Когда полиция задержала лидера протестов 21-летнего Хардика Пателя, начались столкновения. В них на бунтовщиков обрушили свои бамбуковые дубинки не только стражи порядка. В драку вступили и представители более низких каст. В результате власти вынуждены были закрыть вчера государственные учреждения, магазины, вузы и школы.
Патели, богатое сообщество предпринимателей, играют большую роль в экономическом росте страны. Эта община доминирует в торговле бриллиантами, переработке нефти и текстильной промышленности. Но они утверждают, что в результате резервирования мест за кастами они подвергаются дискриминации. Они доказывают, что правительство должно положить конец политике, которая предоставляет преимущество мусульманам, индуистам из низких каст и «другим отсталым классам». Последний термин включает в себя угнетенные с точки зрения образования и социального статуса группы.
В беседе с «НГ» профессор МГИМО Сергей Лунев отметил, что «Конституция, заложенная первым премьер-министром страны Джавахарлалом Неру, запрещает дискриминацию по признаку касты, пола, религии. В частности, неприкасаемым, то есть тем людям, которые даже не были включены в кастовую систему, стали предоставлять большое количество льгот, чтобы их подтянуть. А эти люди подвергались дискриминации не только в социальном плане, они относились к самым бедным слоям населения. Поскольку само слово «неприкасаемые» считается неполиткорректным, их относят к зарегистрированным кастам и племенам».
Им места резервируются в лучших учебных заведениях, при поступлении на госслужбу и т.д. Помимо этого существуют магазины справедливых цен. В них представители отсталых слоев могут приобретать по карточке, по существу, за бесценок 25 кг риса, муки, других продуктов в месяц. Конечно, такая система порождает коррупцию.
«Давным-давно многие заявляют о недовольстве такой системой. Причем вначале больше всего протестовали брахманы, представители высшей касты. Они были недовольны привилегиями в системе образования. Они требовали принимать в университет на основании знаний, а не каких-то квот. А теперь это движение перекинулось и на другие группы, которые тоже хотят свою долю пирога. Логика абсолютно понятная», – пояснил Лунев.
Ситуацию обостряет в штате то, что отсталым слоям принадлежит, по сведениям печати, 50% мест. То есть достигнут лимит, установленный Верховным судом. В целом же по Индии зарегистрированные касты и племена составляют 21–22% населения. Семьи у неприкасаемых самые большие. Это связано с народной мудростью. Она гласит: чтобы родители выжили в старости, они должны родить трех сыновей. А чтобы иметь трех сыновей, надо иметь трех дочерей. Поскольку 50–70% детей умирало, нормальная рождаемость в низах 12–15 человек. Благодаря успехам здравоохранения детская смертность резко снизилась. Поэтому доля низших каст может только расти. А у среднего класса и выше сейчас по два, реже три ребенка в семье, заключил эксперт.
Премьер Моди призвал вчера к успокоению страстей в Гуджарате. Ранее он говорил о необходимости преодолеть деление на касты и создать общество, в котором каждый получает по заслугам. Сам Моди не раз напоминал, что происходит из низкой касты, его отец торговал чаем на улице.