Фото Reuters
Все смешалось в мелкой приграничной торговле между Россией и Китаем. Раньше наши торговцы пересекали Амур и затоваривались в Поднебесной. Теперь китайцы едут к нам. Закупают завезенную раньше китайскую электронику, российский шоколад, молоко, алкоголь, консервы. Но «ура!» кричать не стоит. Тренд изменился потому, что рубль упал, вот соседям и стало выгодно закупаться у нас.
Еще не так давно за 1 юань давали 4 руб., а теперь дают 10. Ряд продуктов питания и предметов домашнего обихода стали для россиянина стоить дороже в Китае, чем дома. В результате некоторые российские бизнесмены, даже те, кто давно жил в Китае и специализировался на отправке грузов в РФ, начинают закрывать фирмы.
Спад сказался и на знаменитом торговом комплексе «Ябаолу» в Пекине, который в течение двух десятков лет словно магнит притягивал туристов, челноков и хозяев транспортных компаний из России и других стран СНГ. Теперь многочисленные продавцы коротают время, проводя учет товаров и радуясь каждому клиенту. Ходят разговоры, что комплекс вообще могут снести и на его месте возвести жилье.
Эти перепады особенно заметно дают о себе знать на северо-востоке Китая, в провинции Хэйлунцзян, которой сама география и история предназначили быть ближайшим партнером России. Ведь ее граница с Россией протянулась почти на 3 тыс. км. На эту провинцию в 2014 году пришлась четверть российско-китайского товарооборота.
А сейчас ситуация осложнилась. Заместитель губернатора провинции Сунь Яо сказал «НГ», что сети в столице провинции Харбине, городе с 10-миллионным населением, торгующие едой, одеждой, испытывают трудности. Не исключено, что кто-то может потерять работу. Безработицу нельзя допустить. Правительство принимает меры, чтобы восстановить поток русских «гостей». Недавно в городе были открыты три больших магазина, торгующих шубами и дубленками. Сделан и еще один неординарный шаг. В приграничном городе Суйфэньхэ официально разрешено хождение русских рублей. То есть китайские хозяева магазинов в этом городе, получив рубли с русского покупателя, могут их класть на свой счет в банке. Китайская сторона готова распространить систему свопа рубль–юань и на несколько других городов по обеим сторонам границы. Но Москва пока на это добра не дает.
Официальные лица ничего не говорят и о том, что именно российская сторона затягивает – возможно, в силу объективных трудностей – сооружение инфраструктуры, необходимой для того, чтобы быстро нарастить объемы товарооборота. Китайцы уже возвели фундамент под свою часть железнодорожного моста через Амур. А Москва только собирается приступить к строительству. Когда корреспондент «НГ» спросил заместителя губернатора, когда же мост будет сооружен, он смог лишь выразить надежду, что работу удастся завершить.
Но не все так мрачно. Провинция играет все большую роль в электронной торговле с Россией и странами бывшего СССР. Как рассказал «НГ» Юй Хан, генеральный директор логистической компании «Рустон», в 2014 году она перевезла в РФ 16 млн посылок. Это 27% рынка логистики электронной коммерции в направлении России. Сейчас объем перевозок с помощью российских самолетов Ту-204 чуть ниже прошлогоднего. Это объясняется не только девальвацией рубля, но и тем, что российский потребитель стал требовать от поставщика товаров более высокой ценовой категории. Рынок электронной торговли в России растет быстрее, чем где-либо в мире, поэтому прогноз на будущее у фирмы самый оптимистичный.
Когда-то Харбин был русским городом. Об этом напоминает, например, храм Святой Софии, возведенный в начале ХХ века. Царская Россия прокладывала тогда через китайскую территорию путь к Владивостоку – Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД). Когда у нас в стране началась гражданская война, здесь нашли приют не только белые офицеры, но и учителя, писатели, артисты.
Корреспонденту «НГ» в 1990-х годах довелось общаться с потомками служащих КВЖД. Что им пришлось пережить, легко представить: сначала японская оккупация, потом 1945 год. Наступление советских войск. Многим бывшим белым офицерам пришлось переехать в ГУЛАГ.
А китайцы встречали наших воинов как освободителей. Китайский ветеран Ван Цзитан рассказал российским журналистам, как в созданном японцами марионеточном государстве Маньчжоу-Го в годы Великой Отечественной войны действовала китайская подпольная группа, которая по радио передавала сведения о японской армии советской разведке. Эта малоизвестная страница истории была приоткрыта в канун 70-летия победы над Японией.
Харбин