После нападения исламиста Аджуба эль-Каззани на пассажиров поезда Thalys власти европейских стран намерены ограничить свободу перемещения в Шенгенской зоне. Бельгийский премьер Шарль Мишель вчера заявил, что ЕС может возобновить контроль на границах государств. Министры внутренних дел и транспорта Бельгии, Франции, Германии и Нидерландов обсудят, как защитить граждан от террористов.
Премьер Бельгии подчеркнул, что каждой из стран ЕC придется пожертвовать частью своих свобод для эффективной борьбы с терроризмом в Объединенной Европе. «Шенгенские соглашения важны для нашей экономики, однако перед лицом террористической угрозы мы, возможно, должны будем их пересмотреть в вопросах идентификации личности и контроля багажа», – отметил он в интервью немецкому телеканалу RTL.
Ранее по данной теме высказался министр внутренних дел ФРГ Томас де Мезьер. Он отметил, что Германия может отказаться от участия в соглашении о свободном перемещении граждан в пределах Шенгенской зоны. «Мы поддерживаем Шенген… но если никто не соблюдает закон, Шенген в опасности», – цитирует министра Би-би-си. В Шенгенскую зону сейчас входят 26 государств. Большинство из них являются членами Евросоюза. Соглашение, подписанное ими, предусматривает отсутствие пограничного контроля на внутренних границах.
Последним и наиболее актуальным поводом для дискуссий о необходимости возвращения контроля на внутренних границах Шенгена стало вооруженное нападение на пассажиров состава, следовавшего по маршруту Амстердам–Париж. Как сообщила Libre Belgique, в пятницу вечером террорист сел в вагон на Южном вокзале Брюсселя. У него был автомат Калашникова и девять заряженных магазинов к нему, а также пистолет и резак для бумаги. До задержания террористу удалось открыть огонь один раз, вскоре после пересечения бельгийско-французской границы.
Позже министр внутренних дел Франции Бернар Казнёв сообщил, что личность преступника установлена: это 26-летний марокканец, связанный с исламистским радикальным движением. Ранее он проживал в Испании, Франции и Бельгии. Во французских и испанских СМИ неоднократно упоминалось имя Аджуб эль-Каззани, и потом эта информация официально подтвердилась.
Бельгийские власти обеспокоились не на шутку. В субботу в Брюсселе состоялось заседание Национального совета по безопасности. Было решено усилить охрану международных вокзалов, а также сделать более интенсивной работу ежедневных франко-бельгийских патрулей в поездах Thalys. Кроме того, бельгийский премьер обсудил двустороннее сотрудничество Парижа и Брюсселя по обеспечению безопасности на железных дорогах в телефонном разговоре с президентом Франции Франсуа Олландом. Срочное заседание глав МВД и министров транспорта четырех европейских стран будет следующим шагом на пути борьбы с терроризмом в ЕС.
Заведующая отделом европейских политических исследований ИМЭМО РАН Надежда Арбатова отметила в беседе с «НГ», что заявления бельгийского и немецкого министров вполне объяснимы, но, на ее взгляд, шлагбаумы на границах и прочие меры по ограничению перемещения между странами Шенгенской зоны, а также обеспечение безопасности на вокзалах не помогут справиться ни с терроризмом в Европе, ни с наплывом беженцев из конфликтных зон.
«Это меры необходимые, но точечные, не решающие проблемы нелегальной иммиграции и терроризма кардинально, – подчеркнула эксперт. – Если люди уже физически присутствуют в Европе, их надо куда-то девать. Мы видим, что сейчас происходит взрыв национализма, причем в самых благополучных странах. Это серьезная бацилла для европейской интеграции, которая основана как раз на подавлении подобных настроений. Население напугано, происходят теракты. Люди боятся, что в Европу с наплывом беженцев проникнут исламисты. В Швеции недавно произошел ужасный случай: два эритрейца, рассерженные тем, что их собираются за несоблюдение законов депортировать, походя убили ножом двух шведов».
Нападение в поезде Амстердам–Париж и шведский инцидент, считает эксперт, – явления не одного порядка, поскольку марокканец скорее всего был связан с террористическими организациями, а эритрейцы спонтанно совершили акт хулиганства. Однако оба случая можно назвать следствием неконтролируемой миграции. «По факту сейчас происходит переселение народов. И есть давление в ООН со стороны развивающихся стран; многие говорят о том, что Европа может безболезненно расселить у себя на территории миллион беженцев. Но, между прочим, есть и такие богатые страны, как Саудовская Аравия. Они тоже могли бы принять у себя этих несчастных людей», – заключила Арбатова.