Вслед за первым энергоблоком в Бушере Россия собирается построить еще восемь. Фото Reuters
Переговоры глав МИД РФ и Ирана в Москве показали, что наши страны занимают единую или близкую позицию по конфликтам на Ближнем Востоке. Мохаммад Джавад Зариф высоко оценил поддержку России в ходе подготовки соглашения по иранской ядерной программе (ИЯП). Сергей Лавров подчеркнул, что после снятия санкций будут строиться новые блоки АЭС в Бушере, расширится военное сотрудничество, что имеет особое значение для безопасности Каспия.
Руководители внешнеполитических ведомств двух государств Сергей Лавров и Мохаммад Джавад Зариф неоднократно встречались и прежде. Но вчерашний диалог в Москве имел особый смысл. Ведь он состоялся после того, как в Вене месяц назад было подписано соглашение между Тегераном и шестью державами об урегулировании вопроса об ИЯП. Нужно было сверить часы, наметить перспективы двустороннего взаимодействия в свете предстоящего снятия санкций с Тегерана.
Как подчеркнул на пресс-конференции по итогам переговоров Лавров, они показали взаимную приверженность сотрудничеству как на международной арене, так и в торгово-экономической сфере. Москва и Тегеран рассчитывают, что решения по ИЯП в ближайшие недели вступят в силу. По оценке Москвы, они позволяют не только удовлетворительно решить ситуацию вокруг ИЯП при полном уважении права Ирана на мирную ядерную деятельность, но и дадут возможность укрепить доверие в регионе, обеспечить снятие преград для нормального экономического и политического взаимодействия на региональном уровне с полноправным участием Тегерана.
Участники переговоров обсудили ситуацию на Ближнем Востоке и Севере Африки. Особое внимание уделили усилиям по содействию сирийскому урегулированию, которое может быть только мирным, политико-дипломатическим и достигнуто на основе переговоров между самими сирийскими сторонами без какого-либо вмешательства извне. Судьбу своей страны во всех ее аспектах могут определить только сами сирийцы. Лавров и Зариф также подчеркнули, что у обеих стран совпадающие подходы в отношении событий, которые разворачиваются в Ираке, Йемене, Афганистане, Ливии и других горячих точках региона.
По словам Зарифа, договоренность по ИЯП означает, что все барьеры на пути развития экономического, научно-технического взаимодействия между Россией и Ираном устранены. В частности, открываются перспективы для строительства новых энергоблоков для АЭС в Бушере. Имеется в виду подписать новые восемь контрактов. Кроме того, есть договоренность о сотрудничестве в области мирного атома.
Россия также собирается поставлять Ирану оружие. Как указал Лавров, военно-техническое сотрудничество приобретает особое значение в свете вызовов и угроз, возникающих в Каспийском регионе. Что имел в виду глава
МИДа? Если попытаться перевести его слова с дипломатического языка, то речь, вероятно, идет о планах США сыграть на противоречиях прибрежных государств, создать базы своего влияния в Центральной Азии.
В беседе с «НГ» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин отметил, что встреча дала возможность сторонам обсудить ситуацию, сложившуюся вокруг Ирана после Вены. «Россия будет иметь дело с другим Ираном, Ираном более свободным, который восстановит свои позиции в мире и регионе. Поэтому Россия должна правильно среагировать на изменение его статуса. Новый Иран потребует новой методики в совершенствовании наших двусторонних связей», – полалагает эксперт.
Важны были и консультации по выполнению плана, одобренного в Вене. Многие его положения непосредственно затрагивают Москву. Речь идет о преобразовании ядерного центра в Фордо, который является заводом по обогащению урана, в научно-исследовательский центр, где будут под контролем МАГАТЭ производиться медицинские изотопы. Все это будет осуществляться под руководством российских специалистов.
«Большое количество низкообогащенного урана, накопленного в Иране (а по некоторым данным, это больше 8 т) будет постепенно перевезено в Россию», – сказал Сажин. Он предположил, что на переговорах затрагивалась и проблема зенитно-ракетных комплексов С-300. Несколько месяцев назад Владимир Путин отменил решение предыдущего президента Дмитрия Медведева о запрете поставок С-300 в Иран. Проблема осложнена тем, что Иран подал иск в международный суд. Это может обернуться тем, что Россия должна заплатить неустойку – около 4 млрд долл. Россия считает, что Тегеран должен забрать этот иск. А после этого будут поставки С-300 и подобных вооружений, заключил эксперт.