Подписанный президентом АРЕ антитеррористический закон вчера вступил в силу. Фото Reuters
Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси подписал закон, направленный на усиление борьбы с терроризмом. Ужесточение антитеррористического законодательства связано с активизацией исламистских группировок на территории страны. Однако подобные меры правительства вызывают недовольство общественности. Эксперты полагают, что власти могут использовать сложившуюся ситуацию для устранения политических оппонентов.
Принятие новой версии закона стало ответным шагом египетского правительства на активность джихадистов. Ужесточить наказания для террористов ас-Сиси пообещал еще в конце июня, когда от рук радикалов погиб генеральный прокурор Египта Хишам Баракат.
Отныне всем, кто как-то связан с преступными группировками, грозят длительные, вплоть до пожизненных, тюремные сроки либо смертная казнь, сообщила Guardian. Согласно закону, высшая мера наказания предусмотрена для руководителей и организаторов террористических группировок. За финансирование незаконных бандформирований полагается до 25 лет лишения свободы. «Рядовых» террористов будут сажать на 10 лет, а провокаторам, призывающим к насилию и экстремизму, и создателям исламистских интернет-сайтов грозит от пяти до семи лет.
Кроме того, власти Египта решили приструнить «неправильных» журналистов. Работникам СМИ придется заплатить штрафы от 25 до 60 тыс. долл., если информация в их материалах о нападениях террористов и контртеррористических операциях будет отличаться от официальной. Так, недавно военное руководство возмутилось, когда ряд изданий, ссылаясь на силовиков, сообщили о десятках погибших военнослужащих, хотя официальные власти заявили о 21 убитом солдате.
В первой редакции закона журналисты за альтернативную подачу новостей могли даже лишиться свободы. Тем не менее в окончательной версии авторам документа пришлось смягчить наказание, поскольку ужесточение мер вызвало недовольство среди правозащитников и представителей СМИ. И хотя наказание предусмотрено за сообщение «заведомо ложной информации», журналисты уверены, что власти всегда смогут интерпретировать закон в нужном ключе. Определенные опасения в обществе вызывает новая система ускоренных судов над предполагаемыми террористами и разрешение военным и полиции свободнее применять силу.
«Конечно, власти в авторитарном порядке наделяют себя монополией на истину. Все, что будет выходить за рамки официальной трактовки, будет рассматриваться как угрожающее безопасности. Безусловно – все это ограничит свободу слова. Однако нужно учитывать, что Египет находится в состоянии войны, которую он объявил террористам. Взрывы, убийства, нападения на военных – все это реальность сегодняшнего Египта», – сказала в беседе с «НГ» эксперт по Ближнему Востоку и Северной Африке Ирина Мохова.
Она отметила, что закон «может коснуться не только политических сил и СМИ, поддерживающих «Братьев-мусульман», против которых борется режим ас-Сиси, но могут пострадать и островки демократически настроенной оппозиции, которая критикует действия военных». По мнению Моховой, «закручивание гаек – вопрос выживания режима, который хоть и авторитарными методами, но пытается обеспечить выживание государства». Эксперт не исключила, что документ «в той или иной мере будет покрывать злоупотребления в полиции и нарушения прав человека». «Закон поможет в борьбе с терроризмом, только если он будет реализован в рамках широкого комплекса согласованных мер – военных, экономических и других. А заставлять журналистов озвучивать официальную позицию – не самый эффективный способ борьбы с терроризмом», – подчеркнула Мохова.