0
4999
Газета В мире Интернет-версия

11.08.2015 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Эрдоган идет на поводу у провокаторов

Станислав Иванов

Об авторе: Станислав Михайлович Иванов – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник ИМЭМО и Института востоковедения РАН.

Тэги: турция, реджеп эрдоган, исламское государство, иг, курды, рпк, радикальные исламисты, сирия, ирак


турция, реджеп эрдоган, исламское государство, иг, курды, рпк, радикальные исламисты, сирия, ирак Фото Reuters

Теракт в пограничном с Сирией турецком городке Суруч и последовавшие за ним карательные акции турецких властей против запрещенной на территории России группировки «Исламское государство» (ИГ) и Рабочей партии Курдистана (РПК) показывают пагубность и бесперспективность внешней и внутренней политики Анкары. И хотя главной причиной наметившегося в Турции кризиса стала двойственная политика президента Реджепа Тайипа Эрдогана в отношении радикальных исламистов, корни этого явления лежат гораздо глубже.

Если в предыдущие годы Эрдогану, ранее возглавлявшему умеренно исламистскую правящую Партию справедливости и развития (ПСР), удавалось консолидировать турецкое общество вокруг лозунгов неооттоманской внешней политики, сглаживать противоречия между сторонниками светского пути развития и исламистами, нивелировать роль армии в политической жизни, останавливать вооруженное сопротивление РПК и продвигать решение курдской проблемы мирными средствами, то сейчас ситуация вновь резко обострилась.

Не посчитавшись с нормами международного права и нарушив суверенитет сопредельных государств, турецкие вооруженные силы нанесли ракетно-бомбовые удары и произвели обстрелы из танков и артиллерии в приграничных районах Сирии и Ирака. И если удары по Сирии власти оправдывали борьбой с ИГ, то в случае с Ираком они не скрывали, что объектами атак стали лагеря и базы РПК. При этих налетах и обстрелах гибли и мирные граждане, разрушалась инфраструктура. Дамаск, Багдад и Эрбиль (столица Иракского Курдистана) однозначно осудили эти акции.

Каждый четвертый гражданин Турции – этнический курд, всего их число в стране достигает 20 млн человек (25% населения). На недавних парламентских выборах прокурдская Партия демократии народов (ПДН) впервые набрала 12,9% голосов и получила 80 из 550 мандатов. И хотя руководство ПДН, а также лидер РПК Абдуллах Оджалан и умеренное крыло его партии выступили против эскалации насилия, есть серьезные риски нарастания вооруженного противостояния курдов с турецкими властями.

Курды Турции не без оснований утверждают, что власти не только сами устранились от помощи вступившим в неравный бой с ИГ сирийским курдам, но и всячески препятствуют курдам-добровольцам попасть из Турции в эпицентр военных действий – приграничный сирийский город Кобани. Тем самым Анкара поощряет дальнейшую экспансию ИГ и родственных ей радикальных исламистских группировок в районах компактного проживания курдов.

Вскоре после начала гражданской войны в Сирии Дамаск принял решение в целях экономии сил и средств вывести войска и силовые структуры из трех курдских анклавов вдоль сирийско-турецкой границы. Сирийские курды остались без оружия и прикрытия ВВС Сирии, один на один с многочисленными отрядами хорошо вооруженных боевиков, взявших в качестве трофеев в Ираке современную бронетанковую технику, артиллерию и переносные ракетные комплексы. Тем не менее сирийским курдам удалось в сравнительно короткие сроки создать органы местного самоуправления, народное ополчение. К ним на помощь прибыли отряды турецкой РПК, бригады пешмерга из Иракского Курдистана и даже курды-добровольцы из Ирана. Отмечались и факты взаимодействия курдских ополченцев со Свободной сирийской армией (ССА).

В приграничных с Сирией районах Анкара ужесточает контроль в основном за перемещением курдов, а джихадисты чувствуют себя здесь довольно свободно. В результате Турция превратилась в опорную базу террористов и транзитный коридор для переброски завербованных ИГ боевиков со всего мира в Сирию и Ирак. Наряду с лагерями сирийских беженцев в приграничных районах страны функционируют и лагеря подготовки боевиков так называемой умеренной сирийской оппозиции из числа перебежчиков и дезертиров сирийской армии. Не секрет, что многие из них вскоре пополняют ряды не только ССА, но и ИГ, «Джебхат ан-Нусра» и других радикальных исламистских группировок. Похоже, стремление турецкого руководства как можно скорее сменить неугодный ему режим в Дамаске превалирует над здравым смыслом и моралью. В Анкаре долгое время закрывали глаза на действия всех террористов, которые так или иначе борются или выражают готовность бороться с режимом Асада. В Стамбуле и других городах Турции регулярно проходят конференции сирийской оппозиции, активно работают пункты вербовки джихадистов.

Следует учитывать, что Эрдоган вынужден считаться с националистами, которые отстаивают принцип «одно государство – один народ» и утверждают, что «курды – это горные турки». Многим правым оппозиционерам не нравится наметившееся признание Эрдоганом прав и свобод турецких курдов. Учитывая, что ПСР постепенно теряет позиции и на последних выборах даже утратила конституционное большинство, возникла необходимость ее блокирования с другими парламентскими фракциями.

Сохраняются противники мирного решения курдской проблемы и среди самих турецких курдов, в основном в отдельных крыльях РПК экстремистского толка и эмигрантских кругах ЕС. Десятки лет создавалась военно-политическая структура РПК, выросли целые поколения функционеров и боевиков, которые ничего другого, кроме как бороться с режимом в Анкаре, делать не могут и не хотят. Спекулируя на защите интересов курдов, боевики совершают теракты в общественных местах, убивают из-за угла солдат и полицейских. Зачастую гибнут и мирные граждане, включая курдов. Часть этих «борцов за свободу курдов» принимает активное участие в крышевании наркотрафика, контрабанды оружия, откровенно занимается рэкетом среди курдов под предлогом сборов средств на борьбу с турецкими властями. Этим полукриминальным группировкам мирное соглашение с Анкарой выбивает почву из-под ног.

Теракт в Суруче и другие провокации преследуют цель сорвать переговорный процесс между турецкими властями и РПК, еще больше дестабилизировать ситуацию на юге страны, втянуть Анкару в новый затяжной вооруженный конфликт с курдами и – по возможности – с сирийскими властями. При всей очевидности этого сценария Эрдоган идет на поводу у провокаторов и местных националистов и, вместо того чтобы решительно очистить страну от террористов, ужесточить контроль на турецко-сирийской границе, обрушивается всем своим репрессивным аппаратом и армией на сторонников РПК.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Валерий Мастеров

Премьер заочно поспорил с президентом о размещении в стране ядерного оружия

0
978
Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Игорь Субботин

Дамаск сообщил о сохранении переговорного канала с Вашингтоном

0
1179
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
1488
Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Михаил Сергеев

Реальные шансы на возврат денег от приобретения новостроек снижаются

0
1082

Другие новости