Миссия институтов Конфуция – обучить слушателей китайскому языку и познакомить их с культурой КНР. Фото с сайта www.sinocenter.ru
Незадолго до визита президента РФ Владимира Путина в КНР власти Амурской области нанесли удар по любимому детищу Пекина – Институту Конфуция. Прокуратура Благовещенска обратилась в суд с требованием приостановить работу Института Конфуция в местном вузе. Он не зарегистрирован в качестве НКО и не состоит на налоговом учете. Посольство Китая в Москве негативно оценило эти действия. Недружественный шаг противоречит курсу Кремля на укрепление стратегического партнерства с КНР.
В связи с кризисом в Украине РФ подвергается остракизму на Западе. Логическим ответом стал поворот ее политических и экономических контактов на Восток, прежде всего в сторону КНР, второй по совокупной мощи державы мира.
Но не все идет гладко в российско-китайских отношениях. Вслед за шумихой вокруг проекта передачи китайской фирме земли в Забайкалье в долгосрочную аренду (см. «НГ» от 10.07.15) возник спор о правомочности деятельности Института Конфуция при Благовещенском государственном педагогическом университете (БГПУ). Правоохранительные органы Благовещенска посчитали Институт Конфуция при БГПУ иностранным агентом. Местный суд приступает к рассмотрению соответствующего дела 4 августа.
Пекин не стал скрывать резко негативной реакции на решение прокуратуры. В заявлении советника-посланника по делам образования посольства КНР в РФ Чжао Гочэна, полученном «НГ», указывается, что сети институтов Конфуция в России и центров изучения русского языка в Китае должны получать дальнейшее развитие и поддержку властей, а не закрываться. Дипломат напоминает, что сеть институтов Конфуция и центров изучения русского языка в Китае созданы в соответствии с межправительственным соглашением от 2011 года. Институты Конфуция при российских вузах «являются составной частью российских учебных заведений и ведут свою деятельность под единым управлением вузов, они никак не могут считаться какими-то иностранными агентами», подчеркнул дипломат. Он также напомнил, что в России рассматривается вопрос о включении китайского языка в ЕГЭ для тех, кто изучает его в школе.
Институт Конфуция в Благовещенске также не остался в стороне от полемики. Директор института Николай Кухаренко сказал РИА Новости, что примерно в марте институт проверяла городская прокуратура. «Основным нарушением с нашей стороны было то, что не у всех иностранных преподавателей были на руках справки об отсутствии судимости и справки от психоневрологического диспансера, что не стоят на учете, но за две недели мы все исправили. Потом проверяла еще областная», – рассказал Кухаренко. Институт Конфуция создан по договору между университетом в городе Хэйхэ и БГПУ и является структурным подразделением БГПУ. «У нас нет статуса самостоятельного юридического лица, нет отдельного банковского счета. Это счет БГПУ, деньги идут через Федеральное казначейство, все очень прозрачно», – заявил Кухаренко.
Сейчас в Институте Конфуция в Благовещенске около 200 слушателей, цель института – оказание образовательных услуг по китайскому языку и знакомству с китайской культурой. В нем проходят и бесплатные занятия для Ассоциации пожилых людей. В России создано 17 таких институтов. На Западе Китай тоже открыл много институтов Конфуция, однако на них смотрят с подозрением – как на орудие пропаганды КПК. В Канаде такой институт при одном из университетов был закрыт. Оказалось, что его преподавателям запрещалось участвовать в деятельности необуддистской организации, объявленной в КНР вне закона. Это канадцы расценили как дискриминацию по политическим мотивам.
В беседе с «НГ» главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер отметил: «Я не понимаю, чего добиваются местные власти и местная прокуратура. Известно, что у нас провозглашено стратегическое партнерство с КНР. Оно предполагает установление самых тесных связей на всех уровнях – и на высшем, и на уровне образования, народной дипломатии. Я могу понять позицию Запада. Там противостояние чисто идеологическое. А здесь что? Если хотят приструнить все некоммерческие организации, постричь под общую гребенку и Институт Конфуция, то это противоречит курсу на сближение с Китаем».
Этот курс в том числе предполагает, что наше государство будет способствовать развитию китаеведения, подготовке китаистов. На деле же власти этому даже препятствуют. Благовещенск в силу своего географического положения в большей мере, чем любой другой российский город, нуждается в людях, знающих китайский язык и культуру. Поэтому нападки на институт противоречат и местным интересам, сказал Бергер в заключение.
В России закон об иностранных агентах используется для давления на демократическую оппозицию и правозащитников. Ясно, что подоплека этих гонений – боязнь «тлетворного влияния Запада». Но, судя по событиям в Благовещенске, мы и от Китая хотим отгородиться. Ситуация выглядит тем более странной, что на торжества в честь 70-летия победы над Японией в КНР приедет Путин. Не испортят ли обедню правоохранители Амурской области?