Фото Reuters
Группировка «Исламское государство» (ИГ) (запрещена в России) усилила пропагандистскую кампанию, направленную на Россию и бывшие советские республики. В структуре ИГ создано отделение, распространяющее материалы через Twitter, Facebook и Tumblr для русскоязычных пользователей. Оно опубликовало заявление о том, что Северный Кавказ входит в состав «Халифата», и создало несколько видео, адресованных боевикам, которые прибыли в Ирак и Сирию из РФ и соседних стран.
В Интернете замелькал скриншот под названием «Единство моджахедов Кавказа». Его произвело на свет информационное отделение «Халифата». У этого отделения есть название, но в российском Интернете оно заблокировано в соответствии с требованием закона об информации, информационных технологиях и защите информации.
Работники отделения опубликовали декларацию, объявляющую Северный Кавказ провинцией «Халифата», а также выпустили в информационное пространство десятки интервью с боевиками, воюющими в Сирии и Ираке. Как отмечает лондонская Guardian, раньше продукция сайта была отрывочной. Ее производили за пределами территории, которую контролирует ИГ. У видеороликов не было текстовых пояснений. Причем большинство уже распространялось на арабском языке.
А теперь пропагандистские материалы на русском готовятся в Сирии и Ираке. Twitter и Facebook пытаются удалять аккаунты, проводящие линию ИГ. Тем не менее, по данным американского Брукингского института, в конце прошлого года насчитывалось 46 тыс. аккаунтов, проповедующих джихад. Их отслеживали сторонники ИГ.
Русскоязычные боевики в Сирии начали распространять свою пропаганду еще в конце 2012 года. По данным сайта Meduza, от 2 до 4 тыс. боевиков прибыли в Сирию из Таджикистана. Причем многие из них были завербованы в Москве, где находились на положении трудовых мигрантов. Предшественником голоса «Халифата» в Интернете был сайт, основанный группой чеченских боевиков в Сирии, которых возглавлял уроженец Грузии Омар аш-Шишани. Этот полевой командир перешел под знамена ИГ и передал ему свой сайт.
Главная цель ИГ – навести мосты между боевиками в Сирии и Ираке и теми жителями Северного Кавказа, кто прислушивается к ним или сочувствует. Фанатики изображаются в таких материалах в виде благородных мужей, готовых отдать жизнь за веру. Однако нельзя оставить без наставлений и русскоязычных моджахедов, которые уже прибыли в воюющий регион. Эти люди арабского-то не знают. Специально для них налажена работа по переводу проповедей лидеров ИГ с арабского на русский.
Москва пытается противодействовать вербовкам экстремистов как с помощью идеологических рычагов, так и спецслужб. Пока оценить результаты этой работы сложно.
Между тем Вашингтон намеревается расширить фронт борьбы с ИГ за пределы Сирии и Ирака. Как сообщила Wall Street Journal, США хотят получить разрешение у государств Северной Африки на создание базы, откуда могут запускаться беспилотники. Эти аппараты должны будут бить по приверженцам «Халифата» в Ливии.
В беседе с «НГ» эксперт по Ближнему Востоку и Северной Африке Ирина Мохова отметила: «После терактов в тунисском Сусе стало очевидно, что самостоятельно с возрастающей террористической угрозой североафриканские страны справиться не в состоянии. Надо полагать, наиболее непримиримые противники иностранного военного присутствия будут критиковать решение о размещении базы американских дронов. Однако сохраняющаяся угроза новых нападений заставит общественное мнение североафриканских стран принять идею необходимости такой базы и американской военной помощи в целом. Особенно если содействие США на деле поспособствует снижению уровня террористической угрозы в регионе».
В этой связи для продвижения идеи целесообразности размещения базы было бы полезно проведение показательной спецоперации, в результате которой американские беспилотники уничтожили бы какие-нибудь ливийские базы ИГ, ее боевиков или инфраструктуру.
С другой стороны, использование дронов не всегда является операцией со 100-процентным гарантированным результатом. Убийства американскими беспилотниками в ходе антитеррористических спецопераций мирных жителей в Пакистане и Афганистане серьезно дискредитировало режимы в Исламабаде и Кабуле. Этот риск правящие режимы североафриканских стран не могут не учитывать. С другой стороны, кроме американской помощи, им надеяться не на кого.
«ИГ усиливается как в Северной Африке, так и на Ближнем Востоке. В идеале для борьбы с этим укореняющимся на глазах террористическим квазигосударством нужно искать и перекрывать источники его финансирования, препятствовать возникновению системы лояльности со стороны населения, оказавшегося на подконтрольных территориях, использовать адекватную медиастратегию для снижения привлекательности идеи джихада. Однако, к сожалению, сделать это никому не под силу. И, сколь бы ни эффективны были дроны, они не смогут серьезно улучшить ситуацию», – заключила эксперт.