Министры иностранных дел стран «шестерки» пока продолжают переговоры с иранской стороной. Фото Reuters
Сегодня истек очередной крайний срок для подписания всеобъемлющего соглашения по иранской ядерной программе. На фоне рапортов о «значительном прогрессе» и «видимых успехах» переговоров становится очевидно, что Запад устает от неопределенности и смены условий иранской стороной. Если Тегеран не пойдет на уступки в ближайшее время, заключение соглашения может быть сорвано окончательно.
«Если соглашения не будет и мы увидим неуступчивость и нежелание обсуждать важные для нас вещи, то, как и говорил президент Обама, мы готовы встать и уйти из-за стола переговоров», – заявил вчера госсекретарь США Джон Керри. В Вашингтоне и Тель-Авиве его и так обвиняют в излишнем потакании Ирану.
Если Исламская Республика пойдет навстречу «шестерке», соглашение может быть заключено до конца этой недели. По условиям американских законодателей, если итоговая сделка поступит к ним на согласование до 9 июля, они рассмотрят ее в течение 30 дней, но если позже, то срок будет увеличен вдвое. Перспективы утверждения в конгрессе есть, однако сами законодатели настроены скептически. Автор идеи о передаче сделки в ведение конгресса председатель комитета по международным делам сената Боб Коркер в интервью телеканалу CBS так изложил свое напутствие Керри: «Попробуйте убедиться, что последние красные линии не будут пересечены – их и так уже нарушили слишком много – и не сделайте эту сделку хуже, чем она есть».
Тегеран пока тоже не излучает оптимизма. «Еще ничего не ясно. Разногласия остаются, и мы усердно работаем над их преодолением», – сказал журналистам глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф. Неназванный источник в иранской делегации заявил Reuters, что новый крайний срок – вечер среды или утро четверга. Очевидно, что стороны не хотят давать американскому конгрессу два месяца на утверждение соглашения.
Партнеры по переговорам – не единственная сторона, которую предстоит убеждать американским политикам. Аналитик-иранист из Фонда Карнеги Карим Саджадпур сказал, что в течение первого срока Обама пытался уверить мир в опасности иранской ядерной программы, однако сменил риторику, чтобы добиться столь желаемого соглашения. «Чтобы заключить сделку, администрации (Обамы. – «НГ») пришлось убедить скептически настроенных законодателей и все американское общество, что ядерные разработки Ирана теперь прозрачны и носят мирный характер», – подчеркнул эксперт в разговоре с Reuters. По его словам, иранские переговорщики зашли так далеко не для того, чтобы все усилия рано или поздно пошли прахом. Но обе стороны повторяют одну и ту же мантру: «отсутствие сделки лучше, чем плохая сделка».
В беседе с «НГ» профессор кафедры востоковедения МГИМО(У) Сергей Дружиловский сказал, что, по его мнению, переговоры проходят очень сложно. «Иранская сторона больше не намерена уступать ни одного сантиметра, а Запад уже устал от ядерной программы Тегерана. Сложилась тупиковая ситуация», – пояснил эксперт. По его словам, стороны могут отказаться от дальнейших переговоров. В этом случае Россия и Китай снимут санкции с Исламской Республики и возобновят с ней отношения.
Это может некоторым образом выправить экономическое положение Ирана, поскольку, по мнению старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН Владимира Сажина, которым он поделился с «НГ», Тегерану крайне необходимы денежные инвестиции. В случае если энергетическая отрасль страны не получит масштабных денежных вливаний, судьба нефте- и газодобывающей промышленности Ирана будет поставлена под угрозу.