Глава МИД Йемена Рияд Ясин заявил, что правительственная делегация может покинуть Женеву. Фото Reuters
Теракты в ночь на 18 июня в йеменской столице Сана унесли жизни десятков людей. Ответственность за взрывы взяло на себя местное отделение «Исламского государства» (ИГ). Между тем в Женеве продолжаются консультации задействованных в региональном кризисе сторон. Одна из них – правительственная делегация – уже заявила о намерении выйти из-за стола переговоров.
Месть шиитам, переполнившим Сану при общем суннитском перевесе в стране, – так мотивировали свое решение в ИГ. В канун священного для мусульман Рамадана было взорвано несколько машин, в том числе у штаб-квартиры хоуситского движения «Ансар-Аллах». Днем ранее в Сане люди тысячами выходили митинговать против военной операции коалиции стран Залива во главе с Саудовской Аравией, унесшей жизни более 2,5 тыс. человек.
Тем временем многострадальные женевские переговоры под эгидой ООН оказались поставлены под удар: правительственная делегация заявила, что может покинуть Швейцарию в течение 48 часов. До того, отметим, стороны никак не могли сесть за стол переговоров – генсек ООН Пан Ги Мун успел пообщаться только с делегацией правительства, в то время как хоуситам не удавалось попасть в Женеву. Сообщается, что они ждали утверждения состава их делегации. Проблема, возможно, в следующем: помимо семи переговорщиков в группу, согласно формату, могут входить еще три советника, а неделей ранее как раз появилась информация, что тройку помощников может предоставить хоуситам Иран.
Начиналось, впрочем, все достаточно оптимистично: обе стороны заявляли о стремлении достигнуть если не мира, то перемирия, которое станет фундаментом для долгосрочного прекращения огня. К этому, в частности, призывали делегаты от партии Всеобщий народный конгресс (контролируемой экс-президентом Йемена Али Абдаллой Салехом, поддерживающим мятежников).
Двухнедельное перемирие, на которое рассчитывали переговорщики, пока остается невозможным – причины те же, что и раньше. Сторонники президента Абд Раббо Мансура Хади, бежавшего в Саудовскую Аравию, требуют соблюдения резолюции Совбеза ООН – вывода вооруженных формирований из городов. Мятежникам же нужны гарантии: они боятся, что в оставленные ими районы придут радикалы – не только ИГ, но и «Аль-Каида». Причем гарантии должны дать не международные наблюдатели, а йеменские военные. О каких гарантиях идет речь, не сообщается.
Нужно сказать, что гарантии и компромиссы – как раз то, что выводит йеменский кризис из рамок проблем одной страны в региональный формат. Так, саудовцам очень не нравится то, что под контролем хоуситов находится Аден, да и вообще юг Йемена, благодаря чему повстанцы могли бы контролировать и стратегически важный Баб-эль-Мандебский пролив.
Причем тут еще важно и то, что в помощи хоуситам Эр-Рияд обвинял Тегеран. Иранцы уже как-то грозились перекрыть Ормузский пролив, а отсутствие еще и Баб-эль-Мандебского пролива и вовсе лишает Саудовскую Аравию выхода к Индийскому океану. Чтобы не допустить этого, флот египтян и саудовцев взял юг Йемена в неофициальную блокаду.
Так что и мир в стране зависит от согласия двух других крупных игроков региона. На днях, кстати, в Эр-Рияд ездил замминистра иностранных дел Ирана по делам арабских и африканских стран Хосейн Амир Абдоллахиян. Цель поездки – участие в совещании стран – членов Организации исламского сотрудничества в Джидде. Там он неофициально поговорил с министром иностранных дел Саудовской Аравии Аделем аль-Джубейром, как сообщается, не только о йеменской проблеме, но и о двусторонних отношениях иранцев и саудовцев.
Однако в случае если это действительно как-то сказывается на ходе женевских переговоров, то к компромиссу им прийти не удалось. Между тем в Йемене продолжает нарастать гуманитарная катастрофа – людям нужна вода, для воды нужны насосные станции, которым нужна энергия. Горючее же в страну привозят танкеры, а делать это в условиях блокады все сложнее.