0
4825
Газета В мире Интернет-версия

26.05.2015 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Кооперативная конфронтация

Олег Никифоров
Ответственный редактор приложения "НГ-Энергия"

Об авторе: Олег Николаевич Никифоров – ответственный редактор приложения «НГ-энергия».

Тэги: ес, россия, восточное партнерство, санкции


ес, россия, восточное партнерство, санкции Фото Reuters

Проблема будущих взаимоотношений с Россией не сходит с повестки дня Евросоюза. Где бы и когда бы ни собирались руководящие деятели стран – членов ЕС, всегда одним из наиболее востребованных вопросов становится: «Что делать с Москвой?» Понятно, что вечными санкции, введенные Брюсселем, не могут быть и рано или поздно европейцам придется принимать решение о том, как сосуществовать с РФ. Эксперты влиятельного берлинского фонда «Наука и политика» попытались ответить на этот вопрос в своем последнем исследовании. 

С точки зрения экспертов фонда, проведение политики «Восточного партнерства» означает, что Брюссель преследует цель создания и поддержания государственного и стратегического плюрализма на территории бывшего СССР. А это, в свою очередь, означает, что независимо от развития отношений с Россией, которые имеют доминантный характер, связи с другими государствами постсоветского пространства необходимо укреплять. 

Другими словами, со временем в Брюсселе поняли, что Россия не должна иметь никакого преимущества на связи с этими странами и они должны быть экономически, политически и с точки зрения нормативных параметров привязаны к ЕС. Ясно, делают выводы эксперты фонда, что Москва недоверчиво наблюдала за этими попытками вторжения в сферу ее интересов. Теперь как Брюссель, так и участники ЕС сталкиваются с жестким противодействием со стороны Москвы своим попыткам добиться ассоциативных отношений с бывшими советскими республиками.

Ввиду кризиса в Украине отношения между Россией и ЕС должны измениться и их необходимо поставить на новую основу. Эксперты «Науки и политики» рассматривают три возможных варианта. Один – стратегическое единение. Эта концепция основывается на предположении, что Россия заинтересована в достижении с ЕС договоренности (пусть даже неформальной) о разделе сфер влияния в соседствующих с ними регионах. Это означает практически, что Брюссель вынужден будет вернуться к политике, которую эксперты обозначают как Russia first.

Последствия подобной политики представляются немецким экспертам негативными для ЕС, так как Брюсселю придется отказаться от принципа свободного внешне- и внутриполитического выбора для государств постсоветского пространства ради сохранения стабильности на континенте. Предполагается, что за это Россия может пойти на уступки в других важных для ЕС международных проблемах.

Другой вариант – сдерживание. Его целью является противодействие России не только в бывших советских республиках, но и внутри ЕС. Собственно говоря, можно смело утверждать, что сейчас Брюссель придерживается во многом именно такой линии поведения. В пользу такого предположения говорят факты давления на страны – члены ЕС, такие как Болгария или Греция, в отношении укрепления связей в энергетической сфере. Да и балканские государства, намеревающиеся присоединиться к ЕС, – Сербия и Македония – подвергаются постоянному давлению со стороны Брюсселя, чтобы повлиять на их связи с Россией.

Для реализации политики сдерживания, по мнению экспертов фонда, имеются классические средства. Это создание противостоящих России блоков и снижение уровня российско-европейских отношений во всех сферах. Эксперты отмечают, что эта опция возможна только при тесной координации с США и НАТО. Это может привести либо к прекращению со стороны России проведения политики дестабилизации, либо к усилению военной доминанты в российской внешней политике и активизации вмешательства в дела других стран.

Понятно, что в данном случае стабильность будет подвергаться испытаниям. Из-за динамики развития конфликтов и больших рисков Западу придется в данном случае нести значительные расходы и постоянно демонстрировать единство позиции.

Вариант «кооперативной конфронтации» представляется экспертам фонда наиболее предпочтительным сегодня. Однако такая тактика также предполагает единую позицию стран ЕС. Эксперты исходят из того, что государства, участвующие в программе «Восточного партнерства», будут и дальше продвигаться по пути создания рыночной экономики и демократизации (по европейскому образцу). В отношении этих государств Брюссель будет проводить политику политической поддержки и частичной интеграции. Россия не будет при этом иметь какого-либо права вмешиваться в процесс развития отношений этих государств с ЕС, но сферы сотрудничества с Москвой – такие как энергетика, экономические связи или контроль над вооружениями – будут поддерживаться.

Сейчас трудно сказать, какой вариант окажется в конечном счете наиболее приемлемым для Брюсселя. Рижский саммит не внес в этом отношении какой-либо ясности. Судя по всему, внутри сообщества имеются достаточно серьезные разногласия относительно будущего отношений ЕС и России. Однако неплохо в этой связи напомнить Европе высказывания одного из видных немецких политических деятелей социал-демократа Маттиаса Платтцека, главы Российско-германского форума, общественной организации, призванной развивать контакты между общественностью Германии и России.

Платтцек напомнил не так давно в интервью влиятельной немецкой деловой газете Handelsblatt, что для понимания нынешней ситуации в Европе необходимо не забывать усилия России по налаживанию всестороннего сотрудничества с Европой, которые постоянно предпринимались с 2001 года. Речь идет и о создании единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока, и о совместной стратегии безопасности. Но ответа Москва так и не получила.

Последующие события в Европе лишь отражают последствия незаинтересованности Брюсселя в налаживании взаимовыгодных отношений с Россией.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
515
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
842
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
598
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
341

Другие новости