53-летний Юха Сипиля – успешный инженер, возглавивший партию «Финляндский центр» в 2012 году. Фото Reuters
На прошедших вчера парламентских выборах в Финляндии ожидалось поражение проевропейской и пронатовской коалиции и приход к власти оппозиционных сил. Такова реакция населения на плохую ситуацию в экономике, связанную в том числе с режимом санкций и антисанкций между ЕС и Россией. По мнению экспертов, новое правительство в Хельсинки будет отстаивать интересы финских фермеров и нормализует отношения с Москвой.
Соцопросы прочили премьерское кресло лидеру оппозиционной партии «Финляндский центр» (ФЦ) Юхе Сипиле, пользующемуся поддержкой как среднего класса, так и консервативно настроенных жителей сельской местности.
Сейчас пост председателя правительства Финляндии занимает Александр Стубб, который возглавляет правоцентристскую Национальную коалиционную партию (НКП). Сипиля не отрицал возможность блокироваться с партией националистов-евроскептиков «Финны» (широко известной по своему старому названию – «Истинные финны»).
Согласно опросу, проведенному по заказу газеты Helsingin Sanomat центром TNS Gallup, 61% финнов считает, что правительство работало плохо или очень плохо. Коалиция Стубба, состоящая из четырех партий как левого, так и правого толка, расплачивается рекордно низкой популярностью за неспособность оживить экономику, поднять потребительскую активность, обуздать увеличение госдолга. В текущем году рост ВВП составит всего 0,5%. Оппозиция заявила о намерении урезать госрасходы и инициировать глубокие структурные реформы.
Последний соцопрос проводился в четверг по заказу телерадиокомпании YLE. Он давал ФЦ первое место и 24% голосов, а НКП и «Финнам» – 16,9% и 16,7% соответственно. Входящая в коалицию Стубба левоцентристская Социал-демократическая партия, по этим данным, могла рассчитывать лишь на 15,1% бюллетеней. Наблюдатели отмечают, что при таком раскладе ФЦ вовлечет в свою орбиту еще две-три партии. Вместе с тем более 40% опрошенных на тот момент не определились с тем, кого поддержат на выборах.
Мощный удар по экономике Финляндии нанесло и присоединение к санкциям против России, ответившей болезненными антисанкциями. Консервативная НКП – финская сестра Христианско-демократического союза Ангелы Меркель. Стубб рьяно поддержал стремление канцлера ФРГ крепить единство ЕС в санкционной политике, подтвержденное в конце марта в ходе визита Меркель в Хельсинки. В результате украинского кризиса Германия отняла у России место первого торгового партнера Финляндии.
Сипиля называл антироссийские санкции неизбежными и поддерживал их, однако считал негативные последствия режима санкций и антисанкций для экономики Финляндии недооцененными, призывал тщательно изучить их и требовал от Еврокомиссии компенсировать финским производителям их потери. Он выступал за добрососедские отношения с Москвой, необходимые для нормальных торговых обменов, и оппоненты упрекали его в сговоре с Россией.
По мнению представителя Российского института стратегических исследований в странах Северной Европы, доцента Хельсинкского университета доктора общественно-политических наук Йохана Бекмана, прогнозируемое поражение Стубба, правительство которого даже называли самым плохим в финской истории, связано с тремя факторами. Во-первых, это санкционный режим, от которого Финляндия пострадала больше, чем Россия. Основной удар пришелся по финским фермерам, потерявшим рынки в России и уже не имеющим возможности экспортировать туда свои продукты – сыр, молоко. Во-вторых, финнам не нравится, что Стубб действует как агент влияния США, которые давят на ЕС в плане санкционного режима. В-третьих, Стубб – ярый пропагандист НАТО. Притом что до 80% финнов, по опросам, выступают против НАТО, идут совместные с США учения, то есть складывается абсурдная ситуация, крайне беспокоящая финнов. В целом в Финляндии бушует экономический кризис, очень высок уровень безработицы.
«ФЦ, по сути, аграрная партия, отстаивающая интересы фермеров, которые потеряли работу, стали банкротами. Сам Сипиля – сторонник традиционных семейных ценностей, верующий человек, успешный предприниматель, имеет право на пилотирование самолетов и вертолетов, являющееся его хобби, совершал перелет через Атлантический океан», – рассказал Бекман.
Эксперт ожидает некоего поворота во внешней политике Финляндии. Отношения с Россией, на его взгляд, должны нормализироваться. Уже в прошлом году они развивались достаточно стабильно: президенты двух стран провели две встречи, неоднократно встречались министры иностранных дел. Положительным моментом является и то, что в Финляндию вернулись россияне, которые какое-то время отказывались от посещения ЕС из-за проблем с курсом рубля. Есть и другие сигналы, свидетельствующие о хороших возможностях улучшить двусторонние отношения, отметил финский политолог.
«Важный вопрос – кто возглавит МИД в новом правительстве, – полагает собеседник «НГ». – Так как, несмотря на ее непопулярность, нельзя исключать участия НКП в следующем кабинете (Стубб попытается договориться с Сипилей, тем более что американские дипломаты будут давить, диктовать условия, давать инструкции), возможен и такой сценарий, при котором министром иностранных дел станет Стубб, ранее уже занимавший данный пост. Оптимальным же для российско-финских отношений был бы вариант с назначением главой МИДа представительницы ФЦ Паулы Лехтомяки, председателя общества дружбы «Финляндия–Россия», крайне опытного политика и государственного деятеля».
По мнению Бекмана, сейчас идет процесс распада ЕС. Греция хочет выйти из еврозоны, налаживает связи с Москвой, все более уверенно выступает за отмену режима санкций. В ЕС видят, что санкционный режим дал результат, противоположный искомому: вместо понижения рейтинг президента России резко вырос, вместо российской экономики страдают финны и другие граждане ЕС. «Но США и ЕС уже не могут просто так отказаться от санкций, это их политическое решение, и они должны и будут настаивать на нем, – констатировал эксперт. – Так что выйти из режима санкций Финляндия как член ЕС не может, но поиск смягчения этого режима реален. Уже имели место переговоры с целью добиться разрешения на экспорт в Россию финского картофеля, хотя, по моим данным, они не увенчались успехом».