Курдские отряды пешмерга взяли под контроль подступы к захваченному джихадистами Мосулу. Фото Reuters
В среду президент США Барак Обама обратится к конгрессу с просьбой разрешить военную операцию против группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), действующей в Сирии и Ираке. До сих пор американский лидер вел кампанию, опираясь на документы 13-летней давности, и парламентарии упрекнули его в превышении полномочий. Между тем в ближайшее время может начаться наступление иракской армии на Мосул, подготовленное курдами, которые взяли под контроль подступы к городу.
Воздушная война началась в августе, а объявить войну может только конгресс. Но Обама прибег к хитрости: воспользовался разрешениями, которые законодатели приняли при Джордже Буше-младшем. Первое – от 2001 года, оно давало президенту право бороться с «Аль-Каидой» и связанными с ней террористическими группировками. Второе – от 2002 года, позволившее Бушу начать войну в Ираке. И вот по этим старым документам, имеющим мало отношения к текущей ситуации, боевые действия против ИГИЛ длятся полгода, решено выделить свыше 2,7 тыс. американских военнослужащих для обучения иракских сил безопасности и оказания им помощи. Конгрессу не дают обнародовать свое мнение, и он возмущен. Теперь Обама наконец направит парламентариям законопроект, определяющий параметры операции на срок в три года, а также попросит их аннулировать разрешение от 2002 года, критика которого позволила ему стать кандидатом в президенты.
Конгресс по этому вопросу расколот, причем с обеих сторон есть представители как республиканцев, так и демократов. Спорных вопросов два – оставлять ли президенту возможность отправить в регион пехоту и ограничивать ли географическую область, на которой будет действовать новое разрешение. Первая группа, «ястребиная», которая включает спикера сената Джона Бейнера и председателя сенатского комитета по делам вооруженных сил Джона Маккейна, считает, что на Обаму не нужно накладывать никаких ограничений, следует дать ему карт-бланш. Вторая группа, где немало демократов, полагает, что документ должен гарантировать запрет на высадку пехоты и то, что Америка не окажется втянутой в новую долгую ближневосточную войну. Обама, судя по данным источников, склоняется к первому варианту: получить возможность бросить при необходимости на войну с терроризмом сухопутные силы и не ограничивать себя конкретными географическими зонами.
Тем временем курдские отряды пешмерга при поддержке авиаударов коалиции взяли под контроль три основные дороги, ведущие в Мосул с северной стороны. «Эта последняя операция пешмерга – еще один пример того, как ИГИЛ можно победить военным путем, используя квалифицированные сухопутные войска», – сказал командующий силами коалиции генерал-лейтенант Джеймс Терри. Фактически курды проводят захват стратегических подступов и отрезают находящихся в Мосуле боевиков от снабжения и подкрепления, чтобы подготовить наступление иракской армии. У нее мало опыта участия в городских боях, а посылать в суннитский город курдов или шиитские отряды Багдад считает политическим просчетом. Это вновь ставит вопрос о роли Вашингтона. «Так как сброс бомб на крупный город увеличит риски для мирного населения, американские военные могут попросить у Белого дома разрешение отправить авианаводчиков ближе к линиям фронта», – предполагает Washington Post.
Более того, существует версия, что если операция иракских войск провалится, Пентагон рекомендует Обаме прямое вмешательство, и масштабная «тренировочная» миссия внезапно перерастет в военную операцию. На этом фоне ясно, почему именно сейчас президент направляет в конгресс запрос на разрешение: он должен понимать, будет ли у него такая возможность или нет. Ведь ясность с боеспособностью иракских сил наступит уже скоро. В качестве сроков начала наступления некоторые источники называют апрель, а генерал Джон Аллен, координирующий действия коалиции, говорит о ближайших неделях. Так как способности иракских вооруженных сил сомнительны, большие надежды возлагаются на других игроков, например Иорданию. Амман после сожжения джихадистами иорданского пилота интенсифицировал боевые действия и заявил о нанесении в последние дни 56 авиаударов, уничтожении 7 тыс. боевиков и разрушении 20% их инфраструктуры.
Теперь на Иорданию приходится до 20% авиаударов коалиции. «Мы решительно настроены стереть их с лица земли, – заявил командующий ВВС Иордании генерал-майор Мансур аль-Джобур. – Мы достигли своих целей. Мы разрушили логистические центры, склады оружия и нанесли удары по базам боевиков». В Иорданию также прибыла эскадрилья истребителей F-16 из ОАЭ, она приступила к авиаударам во вторник. Ввиду низких боевых качеств иракской армии роль Аммана может стать еще более значимой, ведь в Иордании находится один из самых мощных в мире центров подготовки сил специального назначения. Численность этих сил в стране достигает 14 тыс. человек. Иорданская общественность требует их переброски на войну с ИГИЛ. По утверждению сенатора Линдси Грэма, побывавшего в регионе в январе, Иордания, Саудовская Аравия и другие арабские страны готовы отправить войска в Ирак и Сирию, но хотели бы, чтобы к ним присоединились США.