Афроамериканцы вспомнили всю историю унижений. Фото Reuters
В минувшем году США все быстрее стали выходить из экономических трудностей, но это не избавило страну от острых политических проблем. Они достаются в наследство и 2015-му. Хотя ведущие политические партии – Демократическая и Республиканская – вошли в 2014 год, приглушив споры по проблемам федерального бюджета и государственного долга, полного мира между ними не наблюдалось. Республиканцы с позиций Конгресса пытались ставить палки в колеса демократической администрации. Они искали способ пересмотреть реформу системы здравоохранения, проводимую по инициативе президента Барака Обамы, и блокировали иммиграционную реформу.
Ощутимый характер носило давление на Белый дом по вопросам внешней и военной политики. «Ястребы» из числа республиканцев настойчиво требовали от Белого дома вооруженного вмешательства в Сирии и усиления санкционного давления на Россию в связи с событиями в Украине. «Ястребы» обнаружились и среди демократов.
Вашингтон столкнулся во внешних делах с ситуацией, которая не имела простых решений. Так, вспыхнувшая с новой силой война в Ираке, где боевики «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ) чуть не взяли Багдад, показала неосуществимость громогласно сделанного Обамой обещания покончить с американским участием в зарубежных войнах. Ему пришлось пойти на задействование в регионе боевой авиации и направление в Ирак военных советников и инструкторов. Безуспешными оказались попытки Вашингтона подтолкнуть палестино-израильское урегулирование.
Все это время снижались рейтинги Барака Обамы, они опустились до 40%, одного из самых низких уровней доверия к президенту США за последние десятилетия. В стране оживились консервативные политические силы (в том числе Партия чаепития) и снизилась организованность демократов. Кое-где кандидаты в Конгресс от Демократической партии старались не ассоциировать себя с президентом. В итоге на ноябрьских промежуточных выборах демократы потерпели сокрушительное поражение. Республиканцы не только сохранили прочный контроль над Палатой представителей, но и получили большинство в Сенате.
Обама активизировался только после неудачи, в обход Конгресса он издал указ об иммиграционной реформе. Следом президент притормозил эвакуацию американских войск из Афганистана, сменив министра обороны.
Однако в завершающие месяцы года в США произошли события, не только обострившие социальный климат в стране, но и ударившие по престижу первого темнокожего президента страны. Вслед за оправданием судом белого полицейского, убившего безоружного темнокожего юношу в Фергюсоне (штат Миссури), по всей стране прокатились выступления за права человека. Новые инциденты, подобные произошедшему в Фергюсоне, лишь подлили масла в огонь. Кое-где демонстрации переросли в уличные беспорядки.
Вновь со всей остротой встала имманентная для США проблема расового неравенства. И соответственно в общественном сознании окрепла оценка, что при Обаме в стране не было достижений в решении этой проблемы. О произошедшем резком обострении общественной атмосферы говорят и произошедшие перед Рождеством два случая убийства на улице полицейских.
В канун Нового года в Вашингтоне заговорили о том, что вскоре вновь выйдут на первый план проблемы «разделенной власти». С приходом в Капитолий нового созыва законодателей усилятся атаки республиканцев на Белый дом. Ожидаются попытки республиканцев отмотать назад осуществленные по инициативе Обамы реформы и усиления нажима на Белый дом по вопросам внешней и оборонной политики.