Месторождение Хурайс – одно из крупнейших в Саудовской Аравии. Фото Reuters
Стремительное снижение цен на нефть продолжается. Представители арабских нефтедобывающих стран готовы и к возможному дну этого падения – 40 долл. за баррель. Эксперты считают главным инициатором нефтяного кризиса Саудовскую Аравию. Она пытается не только расширить свою долю на рынке нефти, но и обеспечить собственные геополитические амбиции. По замыслу Эр-Рияда падение цен должно остановить нефтяной бум в США, нанести серьезный удар по экономике России и Ирана и ослабить поддержку ими врага саудовцев – режима президента Сирии Башара Асада.
Во вторник цена барреля нефти марки Brent упала, согласно агентству Bloomberg, ниже 60 долл. за баррель. Это произошло впервые с июля 2009 года. Стоимость барреля WTI опустилась ниже 55 долл. Январские фьючерсы на нефть Brent на лондонской бирже ICE Futures утром снизились до 59,88 долл. за баррель. Получается, что в текущем году марка Brent подешевела на 47%. Аналитики рынка не исключают, что в 2015 году ее стоимость опустится до 50 долл. за баррель. Агентство приводит мнения ряда экспертов, считающих, что дно рынка близко к текущим уровням.
В то же время в арабских нефтедобывающих странах заговорили о возможности снижения цены на нефть до 40 долл. за баррель. Так, в минувшее воскресенье на нефтяной конференции в Дубае министр нефти Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) Сухаиль аль-Мазруи заявил, что о сокращении добычи речь не зайдет даже при падении цен до 40 долл. за баррель. По его словам, страны – участницы ОПЕК не будут собирать экстренное заседание своей организации как минимум на протяжении трех месяцев после достижения такой цены. Как уже сообщалось, 60 долл. за баррель – цена, предусмотренная стрессовым сценарием Центробанка России.
Агентство Reuters в статье о нефтяном кризисе называет его инициатором Саудовскую Аравию. Эр-Рияд использует это оружие не первый раз. Впервые, отмечает агентство, он прибег к нему в 1973 году, когда арабские страны ввели нефтяное эмбарго с целью давления на Вашингтон за поддержку им Израиля. Тогда цены на углеводороды резко выросли.
Ныне саудовцы вновь играют в кошки-мышки. Только сейчас они иначе используют нефтяное оружие – наращивают экспорт, создавая избыток нефти на рынках, снижают цены. В результате цена нефти с пика, составлявшего 105–110 долл. за баррель в июне 2014 года упала до нынешних менее 60 долл. за баррель. Саудовцы руководили усилиями по недопущению ограничения квот на добычу нефти на саммите ОПЕК 27 ноября.
Президент Венесуэлы Николас Мадуро, отвечая в октябре на вопрос о том, какую цель ставят перед собой инициаторы обвала нефтяных цен, ответил: «Чтобы навредить России». Однако, по мнению, Reuters, это часть правды, замысел Эр-Рияда носит более комплексный характер: «Королевство преследует две цели. Оно старается вытеснить сланцевую нефть с рынка, так как она продается по более высокой цене, чем обычная. Еще более общее намерение саудовцев – наказать двух соперников – Россию и Иран за поддержку ими режима Башара Асада в ходе гражданской войны в Сирии». Отмечается, что власти монархий Персидского залива боятся ядерных амбиций Ирана, его влияния на правительство Ирака и поддержки им шиитов в их странах. Конфликт между Ираном и странами Залива ныне в полном разгаре, хотя в основном воплощается в действие чужими руками.
Как говорится в статье, Россия и Иран сильно зависят от мировых цен на нефть. В частности, России для сбалансирования бюджета нужна цена на нефть около 100 долл. за баррель. Иран, сталкивающийся с экономическими санкциями, нуждается в еще более высокой цене. Что касается самой Саудовской Аравии, то она может компенсировать недополучение средств путем увеличения поставок. Кроме того, она может опереться на валютные резервы в размере 750 млрд долл. Агентство считает действия Саудовской Аравии достаточно эффективными в тактическом плане, но в то же время опасной игрой по своим перспективам.
Старший научный сотрудник Института «Восток–Запад» (Брюссель) Данила Бочкарев подтвердил «НГ», что курс Эр-Рияда на понижение цены на нефть направлен в первую очередь против Ирана и России и его экономический эффект уже очевиден. Что касается США, то известна обеспокоенность саудовцев ростом американской нефтедобычи и соответственно сокращением их доли на американском рынке. Саудовцы сами терпят убытки, так как их бюджет исходил из цены 90–95 долл. за баррель, но у них огромные резервы, они могут терпеть низкие цены на нефть в течение двух–трех лет (учитывая себестоимость добычи в Аравии в несколько долларов). Для Ирана же падение цен на нефть болезненнее. Оно заставит Тегеран сократить поддержку союзников в регионе и, возможно, сдать позиции саудовцам.
По словам эксперта, сокращение добычи в США пока не происходит. Сохраняется стабильное число активных буровых установок, но цена в 60 долл. очень некомфортна для компаний в сфере добычи сланцевой нефти, и она ведет к падению их биржевых котировок. Если цена достигнет 40 долл. за баррель, это приведет к серьезному сокращению добычи нефти в Штатах. Как считает Бочкарев, цена нефти может упасть ниже 40 долл. за баррель, но ненадолго, так как это выбьет большое количество нефти с рынка, «если, конечно, мы не в преддверии нового глобального экономического кризиса, как в 30-е, – с дефляцией, стагнацией и низкими ценами на ресурсы».