Кадр из документального фильма "Divide and Conquer" (1943)
70 лет назад генерал де Голль, глава «Свободной Франции», прибыл в Москву. Шарль де Голль, который отверг капитуляцию Франции перед Германией и со дня своей памятной речи, прозвучавшей 18 июня 1940 года, вел борьбу за освобождение нашей страны, во время своего официального визита в Москву 2–10 декабря 1944 года был председателем временного правительства Французской Республики.
10 декабря в резиденции Франции в Москве вместе с представителями Фонда им. Шарля де Голля и юными российскими и французскими учащимися школы им. Генерала Шарля де Голля, а также школ, в которых действуют музеи «Нормандии–Неман», и французского лицея им. Александра Дюма мы провели торжественную церемонию, посвященную 70-летию визита генерала де Голля.
Это событие вновь погружает нас в историю и заставляет задуматься о будущем. Генерал де Голль описывает в своих военных мемуарах «волнующий час», когда он произвел смотр французских летчиков и механиков эскадрильи «Нормандия» – единственной силы, которая вместе с Красной армией сражалась на Восточном фронте.
Сегодня чтить память генерала де Голля и всех тех, кто пал в бою и сражался вместе, означает постоянно помнить о серьезных интересах, имеющихся у наших стран, и о той симпатии, которая по-прежнему сильна и которую наши народы испытывают друг к другу вопреки обстоятельствам и превратностям истории.
Вскоре после своего возвращения из Москвы, 21 декабря 1944 года, во время утверждения двустороннего франко-советского договора, генерал де Голль обратился к представителям французской нации, подчеркнув его необходимость во имя дружбы между нашими народами: «Договоры заключаются с рациональной точки зрения. Однако в некоторой степени присутствует и чувство симпатии, идущей из глубины веков, которое, впрочем, в том, что касается традиционных интересов наций, основывается на народном инстинкте».
В то время этот договор отражал совпадение интересов и взглядов обеих стран, даже если их цели не обязательно совпадали. В действительности в конце 1944 года генерал де Голль стремится, с одной стороны, восстановить независимость Франции, чья территория все еще была оккупирована, с другой – найти долговечное решение для будущего примирения Европейского континента, которого, по его мнению, без Франции достичь нельзя.
Генерал де Голль был глубоко убежден, что Европу следует воспринимать «от Атлантики до Урала» и что именно в этой Европе, а не в другом месте лежат ключи к европейской безопасности. Для него этот договор действительно являлся договором между двумя крупными участниками европейских процессов – Францией и Россией. Именно это название страны он всегда предпочитал Советскому Союзу, который в его глазах был не историческим образованием, но временной политической реальностью.
Как это неоднократно делал на протяжении всего 2014 года президент республики Франсуа Олланд, очень важно вспоминать и чтить братство по оружию, которое объединяло французский и русский народы во время двух мировых конфликтов. Наша признательность России, всем народам Советского Союза так же огромна, как наша благодарность всем союзникам, в особенности американцам и англичанам, солидарность которых мы всегда чувствовали.
Кроме этого, очень важно, чтобы новые поколения помнили, что именно на этом фундаменте Франция и ее партнеры по Европейскому союзу, исполненные решимости навсегда искоренить призрак войны, ненависти, нетерпимости, расизма и национализма, более 60 лет строили единое пространство свободы, безопасности, процветания и демократии в мире. А чтобы жертвы нашего старшего поколения не были напрасными, именно нам надлежит и дальше созидать эту мирную Европу, в частности, благодаря развитию доверительного и устойчивого партнерства с Россией.