Фото Reuters
Евросоюз собирается расширить санкции в отношении Крыма. Решение на этот счет ожидается 15 декабря на встрече глав МИД стран Евросоюза в Брюсселе. Ограничения могут коснуться инвестиций в туристический бизнес и передачи технологии в нефтегазовом секторе. Целесообразность же ужесточения экономических санкций против России лидеры ЕС обсудят на саммите в конце следующей недели.
Европейские дипломаты приедут в понедельник в бельгийскую столицу, чтобы обсудить украинский кризис, решить, выдержит ли сам ЕС новый виток санкционной войны с Россией, но при этом ввести дополнительные ограничительные меры в отношении Крыма. По состоянию на вечер четверга рабочая группа Совета ЕС по иностранным делам все еще формулировала окончательные предложения по расширению этих мер.
Судя по черновому варианту проекта документа, который оказался в распоряжении Reuters, ограничения могут коснуться инвестиций в туристический бизнес в Крыму, а также экспорта технологий в целом ряде отраслей. «Запрещаются продажа, поставка, передача и экспорт товаров и технологий в области транспорта, телекоммуникаций, энергетики, нефти, газа, а также разведки и добычи углеводородов», – говорится в проекте.
Европа стремится ослабить способность России развивать сырьевую часть своей экономики, констатирует агентство. Новые санкции скорее всего сделают невозможной добычу нефти и газа в Черном море. Кроме того, гражданам ЕС может быть запрещено приобретать или финансировать крымские коммерческие компании.
Напомним, что ранее ЕС запретил импорт товаров из Крыма, не прошедших таможенного оформления в Украине, инвестиции в инфраструктурные транспортные проекты, а также в телекоммуникации и энергетический сектор. Поставка оборудования для этих сфер, как и оказание финансовых и страховых услуг, тоже оказались вне закона.
При этом Евросоюз в течение полугода разрабатывает «Стратегию непризнания воссоединения Крыма с РФ». Документ определяет условия, на которых 28 государств ЕС, а также Балканские страны, которые подписались под европейскими санкциями против России, должны работать с организациями, компаниями и жителями Крыма. В рамках этой стратегии ЕС в июне запретил выдачу шенгенских виз крымчанам на территории России, обязав свои страны-члены выдавать их только в Украине, а также закрыл для своих судов и самолетов порты и аэропорты Крыма.
Встреча глав МИД ЕС станет последней в этом году. Три дня спустя в Брюсселе состоится саммит ЕС, в проекте решения которого будет зафиксировано «непризнание Евросоюзом незаконной аннексии Крыма». Об этом сообщило брюссельское издание EUobserver, отметив, что европейские лидеры обсудят целесообразность ужесточения антироссийских санкций.
Во всяком случае, такую возможность не исключили председатель Европейского совета Дональд Туск и президент США Барак Обама. Общаясь по телефону в начале декабря, политики согласились, что практика введения все новых санкций будет продолжаться, пока Россия не выполнит свои обязательства по мирному урегулированию ситуации на востоке Украины.
Тогда же госсекретарь США Джон Керри признал, что санкции Запада не привели к прекращению российской поддержки ополченцев, хотя и нанесли ущерб российской экономике, которая, по прогнозам, скатится в рецессию в 2015 году. Один из представителей Госдепартамента, сопровождавших Керри в Брюсселе на встрече министров иностранных дел стран НАТО, сообщил «НГ», что глава внешнеполитического ведомства США обсуждал с союзниками возможность введения новых ограничительных мер против России, «если промосковские сепаратисты не прекратят насилие в Украине».
Впрочем, у большинства правительств, не говоря уже о компаниях стран ЕС, мало желания ужесточать экономические санкции из-за их потенциально негативного влияния на весьма хрупкую сегодня европейскую экономику. На вопрос «НГ», насколько сильно антироссийские санкции ЕС и ответные меры Москвы затронули бельгийский бизнес в России, побывавший на днях в Москве вице-премьер, глава МИД Бельгии Дидье Рейндерс ответил: «Разумеется, санкции не могли не отразиться на динамике нашего делового сотрудничества».
Об этом ему рассказали представители бельгийского сообщества, среди которых немало бизнесменов (на территории России реализуются проекты с участием 35 бельгийских компаний). «Бельгийские предприятия, с которыми я встречался, как и все предприятия стран ЕС, хотят продолжать сотрудничество с российскими партнерами во всех областях, которые напрямую не затронуты санкциями, принятыми на европейском уровне, – сказал Рейндерс. – Мы знаем о контексте, в котором были приняты эти санкции. Но есть намерение развивать деятельность, которая ведется давно».