Фото с официального сайта Министерства иностранных дел Российской Федерации
Выступая в субботу на XXII ассамблее Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) в Москве, глава МИДа Сергей Лавров обвинил Запад в стремлении сменить режим в РФ. Он заявил, что санкции нацелены на разрушение экономики России и провоцирование народных протестов. Эксперты по-разному оценили слова министра.
Сергей Лавров на минувшей неделе как минимум дважды выступал с публичными обвинениями в адрес Запада. На правительственном часе в Госдуме он упрекнул его в попытках шантажа и диктата в отношении России, а на XXII ассамблее СВОП критиковал за стремление «взять Россию на понт». По мнению Лаврова, в развитии отношений России и Запада было два пути – «разворачиваться к настоящему, подлинному партнерству» или «бить горшки». Но Запад, «переступив собственные принципы демократической смены власти» и поддержав экстремистов в Украине, выбрал второй.
Затронув тему санкций, Лавров отметил, что, вводя все новые ограничительные меры, страны Запада пытаются сменить режим в России. По его словам, в Северной Америке и Евросоюзе публично заявляют: надо санкции сделать такими, чтобы они разрушали экономику и поднимали народные протесты. Такая установка, считает Лавров, демонстрирует, что Запад хочет не «попытаться изменить политику Российской Федерации, что само по себе иллюзорно», а сменить руководство страны.
Слова Лаврова о попытке Запада сменить режим в России дискуссию в зале заседаний в субботу не вызвали. «Этот тезис уже неоднократно звучал на разных уровнях, – сказал «НГ» председатель президиума СВОП Федор Лукьянов. – Его не надо понимать так, будто в Вашингтоне сидят люди, которые запланировали сменить режим в России и даже составили какой-то график. Таких планов нет, а есть цель изменить политику России, в частности в отношении Украины. На Западе считают, что при президенте Путине это сделать нереально. Из этого следует вывод: надо добиваться смены персоналий. А инструментом этого как раз и выступают санкции – создание в России экономических проблем, которые могут либо заставить изменить курс, либо, если это политически нереально, добиться перемены политической модели».
Весьма жесткие обвинения в адрес Запада превратились в дежурную часть политической риторики в России, считает президент Института стратегических оценок Александр Коновалов. «У нас сейчас принято все наши беды объяснять происками Запада и его желанием поменять руководство РФ, – сказал он в беседе с «НГ». – Но это в значительной мере подтверждение комплекса неполноценности. Мы верим в то, что всякие Псаки и Нуланд могут организовать цветную революцию в Украине и вывести на майдан миллион человек. Это явная переоценка американских возможностей и даже желаний».
По словам Коновалова, руководство РФ резонно опасается ухудшения экономической ситуации и того, что за такую политику придется отвечать. «И тогда из рукава вытаскивают внешнюю угрозу, – сказал эксперт. – Не думаю, что на Западе есть осмысленная цель сменить режим в России. Скорее есть желание вынудить ее руководство изменить политику». Комментируя заявление Лаврова о том, что Запад пошел ва-банк в Украине, Коновалов сказал, что не склонен разделять такую оценку. «Скорее мы пошли ва-банк в Украине – и с Крымом, и рассчитывая на то, что квазивмешательство в конфликт вынудит киевское руководство принять наши условия».
Что касается изоляции России на международной арене, то, по словам Лаврова, разговоры на эту тему не заслуживают обсуждения. «Подавляющее большинство государств, мы с ними продолжаем диалог… никакой изоляции нет», – заверил он.
«Суть консолидированной внешней политики России заключается в том, что она настроена на многовекторность – сотрудничество и с Западом, и с Востоком, – развил для «НГ» этот тезис Лаврова ректор Дипломатической академии МИД РФ Евгений Бажанов. – Другое дело, что многое сейчас в сотрудничестве не получается не по нашей вине».
Что касается настроя США на смену режима в России, о чем говорил Лавров, то в этом, по словам Бажанова, нет ничего особо нового. «Еще сразу после окончания холодной войны американцы пришли к выводу, что США – мировое правительство. Они должны всех назначать, неугодных убирать, – отметил он. – В США разделили тогда страны на четыре категории – стержневые, переходные, изгои и страны, потерпевшие неудачу, в которых надо расставлять людей во власти. Другое дело, что многие думали, особенно после иракской войны, что американцы что хотят, то и делают, а остальные помалкивают или берут под козырек. Но сопротивление росло, и сейчас его возглавила Россия. Но не потому, что она рвалась к лидерству, а потому что американцы стали вторгаться в сферу ее интересов – в Украину, Грузию и т.д. Это те вопросы, по которым мы не могли оставаться в стороне». По словам Бажанова, никаких изменений во внешней политике России не предвидится: «Мы не собираемся бежать в сторону Китая, с кем-то объединяться против Запада. Мы будем стремиться к нормальным отношениям с Западом и исходим из того, что и Запад в этом должен быть заинтересован».