0
3833
Газета В мире Интернет-версия

06.11.2014 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Не мешать интеграции в Азии и на Тихом океане

Юрий Тавровский

Об авторе: Юрий Вадимович Тавровский – востоковед.

Тэги: пекин, атэс


пекин, атэс Фото Reuters

Китайцы любят и умеют эффектно проводить важные международные встречи. Олимпийские игры в Пекине, ЭКСПО в Шанхае, Азиатские игры в Гуанчжоу, Студенческая олимпиада в Нанкине… Исключением не станет и саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Пекине 10–11 ноября. В 50 км от столицы, на берегу озера Яньциху, на фоне поросших лесом пологих гор и девятиярусной пагоды, возведены современные резиденции и конференц-залы, где соберутся лидеры 21 экономики, участвующие в АТЭС. Именно 21 экономики, а не страны. Такой формат позволяет не только избежать протокольных проблем с участием Тайваня и Гонконга, но и подчеркнуть уникальность специализации форума на свободной торговле и экономической интеграции.

Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) в XXI веке стал самым быстроразвивающимся. В него входят первая, вторая и третья экономики мира – Китай, США и Япония, а также такие тяжеловесы, как Россия, Южная Корея, Канада, Индонезия, Австралия. Эти государства и сопредельные с ними страны, регионы и экономики (КНДР, Тайвань, Гонконг) поддерживают масштабные торговые отношения, которые влияют на весь мир. Экономические интересы подталкивают страны АТР к поискам различных форм интеграции. 10 государств – членов Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), создав зону свободной торговли, постоянно расширяют ее за счет соседей по региону. Вместе с шестью основными торговыми партнерами  – Австралией, Китаем, Индией, Японией, Новой Зеландией и Южной Кореей  – они начали в 2013 году переговоры о создании Всеобъемлющего регионального экономического партнерства. КНР, Япония и Южная Корея с 2012 года ведут переговоры о создании зоны свободной торговли. Даже в условиях межгосударственных противоречий эти три страны 13 мая 2014 года смогли подписать документ, регулирующий потоки капиталовложений в рамках будущей зоны, что увеличило шансы на заключение всего пакета документов еще до конца года.

Однако даже тягу к интеграции можно превратить в орудие конфронтации: США форсируют идею расширения Транстихоокеанского торгового партнерства, которое исключило бы Китай и РФ, обеспечив Вашингтону позицию гегемона в тихоокеанском бассейне. Конкуренция схем построения зон свободной торговли ставит страны АТР перед геополитическим выбором и замедляет процесс интеграции региона.

Еще более серьезным тормозом на пути реализации интеграционных проектов все явственнее становятся территориальные проблемы. Так, в результате конфликта из-за островов Дяоюйдао (Сенкаку) объем китайско-японской торговли уменьшился с 340 млрд долл. в 2011 году до 313 млрд долл. в 2013-м. Территориальные проблемы сдерживают развитие торгово-экономических отношений между Россией и Японией, Южной Кореей и Японией. Фактически на грани войны оказались Китай и Япония, Южная и Северная Кореи, Северная Корея и Япония. Споры из-за принадлежности островов, атоллов и даже отмелей в Южно-Китайском море омрачают отношения КНР с Вьетнамом, Филиппинами и другими странами АСЕАН.

Обострение споров в Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии диктует необходимость безотлагательного создания действенных форм предотвращения перерастания их в вооруженные конфликты. Одной из таких форм могло бы стать соглашение о неприменении силы между странами АТР. Оно не должно затрагивать сущность территориальных споров, разрешение которых может занять десятилетия, если вообще реально. В достижении такого соглашения заинтересованы все потенциальные участники.

Председатель КНР Си Цзиньпин, провозгласивший рассчитанную до 2049 года стратегию «мечты о великом возрождении китайской нации», нуждается в мире для ее реализации. Ему пригодится инициатива России, доказавшей независимость в международных делах, чтобы объяснить националистически настроенным слоям элиты необходимость хотя бы временного компромисса с Японией. Такая услуга Москвы получила бы высокую оценку сотрудничающих с РФ, но одновременно действующих на японских рынках крупных государственных концернов и частных структур.

Южная Корея подошла к столкновению с Японией так близко, как могла, в рамках военно-политического союза с США, имеющих аналогичный союз с Токио. Несмотря на традиционную ненависть корейцев к бывшей державе-оккупанту (Япония аннексировала Корею в 1910 году и жестко управляла ею до 1945 года), влиятельные круги крупного бизнеса и связанные с ними политические организации признают финансовую и технологическую зависимость от Японии и не заинтересованы в дальнейшем нагнетании напряженности. Роль миротворца повысила бы привлекательность России как посредника во внутрикорейских переговорах, как партнера в крупномасштабных экономических проектах на Корейском полуострове.

КНДР в случае участия в соглашении могла бы сохранить лицо и начать сворачивать разорительную гонку ракетно-ядерных вооружений. Нынешний лидер довел эскалацию напряженности в отношениях с Южной Кореей и Японией до предела, за которым просматривается участь камикадзе для правящего режима и всей страны. Высокий престиж Китая среди партийных, военных и административных кадров, а также участие Москвы помогли бы Ким Чен Ыну объяснить участие в соглашении.

Япония сразу по нескольким причинам кровно заинтересована в гарантии от столкновения с Китаем, Южной и Северной Кореями. Она не готова к военному конфликту из-за спорных островов Дяоюйдао (Сенкаку) и Докто (Такэсима), не имея полноценных вооруженных сил и ракетно-ядерного арсенала. Вот почему премьер-министр Синдзо Абэ хотя и стремится сократить зависимость от США, но опасается остаться один на один с КНР и КНДР. Соглашение, гарантирующее неприменение силы Пекином, Сеулом и Пхеньяном, позволило бы ускорить процессы повышения конкурентоспособности экономики, усиления обороноспособности и подъема национального духа, получившие название «абэномика».

У России в обозримом будущем не будет конфликтов с соседями. В то же время интересы ускоренного развития Русского Востока диктуют необходимость мирного и стабильного окружения, создания конкуренции за доступ к этой части РФ. Инициатива Москвы продолжила бы линию на активизацию ее политического присутствия в АТР, укрепившуюся благодаря проведению саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 году. Выступление в роли «честного брокера» способствовало бы подключению России и к другим региональным интеграционным проектам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1470
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1496
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1222
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
771

Другие новости