Фото Reuters
Под заголовком «Думать о послезавтрашнем дне» немецкий Социал-демократический фонд Фридриха Эберта опубликовал исследование, посвященное современной России. В нем эксперты фонда попытались ответить на вопрос, чего добивается Путин и как должна реагировать Германия. К данной работе Кремлю стоит отнестись с полной серьезностью, поскольку этот фонд отражает точку зрения СДПГ и готовит аналитику для ее руководства , которое сегодня является младшим партнером Ангелы Меркель в федеральном правительстве в Берлине.
Немцы считают, что аннексия Крыма и дестабилизация восточной и южной Украины ставят ЕС и Германию перед дилеммой. С одной стороны, существует интерес к доверительным и партнерским отношениям с Москвой. Но, с другой стороны, политические основы и нормы хороших (былых) отношений поставлены сейчас русскими под вопрос. Это, скажем, является основой и предпосылкой всех последующих выводов. Понятно, что в фонде иначе, чем в Кремле, видят исходную точку происшедших и происходящих событий. И это предопределяет выводы экспертов фонда. В исследовании эксперты предлагают политикам три сценария развития отношений между Европой и Россией.Особо выделяется и Германия, поскольку признается, что именно Германия стоит в центре фокуса отношений ЕС и России.
В первом сценарии предполагается, что действия России в Украине представляют собой отдельный, изолированный случай. В его основе, полагают немецкие эксперты, лежат прежде всего внутриполитические причины. Все дело в экономическом развитии страны, которое явно застопорилось. Оттого под вопросом оказывается как внутриполитическая стабильность, так и создание Евразийского экономического союза. И чем медленнее работает «экономический мотор», тем активнее становятся центробежные силы внутри страны. Поэтому, с точки зрения немецких экспертов, Кремль прибегает к давно опробованным в российской истории средствам, таким как усиление внутренних репрессий в сочетании с внешнеполитическими успехами и националистической риторикой. Не вызывает сомнений, что исходя из этой точки зрения присоединение Крыма и ситуацию на юго-востоке Украины можно охарактеризовать как внешнеполитический успех Москвы.
Второй сценарий предполагает, что сейчас цель Кремля состоит в изменении соотношения сил в Евразии. Речь идет о расширении российской сферы влияния на соседние государства, которое позволит подтвердить геостратегический статус мировой державы прежде всего в глазах Китая и США. Инструментом для этого служит создание евразийского экономического союза. Немецкие эксперты видят первооснову такого поведения России еще в гегемониальной политике царской России с центром тяжести на азиатском Востоке.
Третий сценарий поведения России в украинском кризисе свидетельствует, с точки зрения экспертов, прежде всего о недостатках в легитимности нынешнего режима и его экономической слабости, что не дает немцам оснований для понимания конкретной стратегической цели России. Эксперты предполагают, что в данном случае основную роль играет субъективно воспринимаемый русскими в качестве унижения исторический поворот (читай, развал СССР), лишивший страну статуса мировой державы. В поведении России в рамках третьего сценария нет обусловленной конкретными причинами стратегии. И в данном случае немецкие эксперты усматривают в подходе России к разрешению украинского кризиса скорее метод отвлечения внимания населения от внутренних проблем и средство усиления режима Путина в борьбе с оппозицией. В данном случае поведение Кремля зависит от конкретной ситуации, что делает его в общем и целом непредсказуемым.
Какие же выводы для Германии и Европы предлагают эксперты фонда, исходя из данных сценариев? К сожалению, их рецепты отходят от известной в прошлом политики, разработанной и проводимой как раз немецкими социал-демократами под лозунгом «Изменение через сближение». Современные эксперты фонда предлагают не бояться охлаждения отношений с Россией и не думать, что это подрывает всю европейскую структуру безопасности и сделает неизбежным возврат к эпохе конфликта между Востоком и Западом. В этом контексте эксперты предлагают германскому руководству делать ставку на структуры НАТО и ЕС, поскольку, мол, сфера «свободы, безопасности и права» существует только в указанных границах.
Данные выводы, конечно, далеки от представлений не только социал-демократических «семидесятников», но от того, как представляют себе в Москве ситуацию в Европе, и в Украине в частности. Это оставляет для Кремля мало надежд на скорую приостановку наращивания антироссийских санкций. Поэтому можно скептически под этим углом зрения рассматривать не только перспективы мирного улаживания конфликта на украинском юго-востоке (если только мировое сообщество не приложит для этого максимум усилий с учетом во многом противоположных позиций Киева и самопровозглашенных республик), но и в целом снятие напряженности на Европейском континенте. Ставка только на собственную интерпретацию событий говорит о том, что противоположную сторону не слышат или не хотят слышать. Ориентация на послепутинскую Россию, о чем откровенно намекают в своем исследовании эксперты фонда, пока представляется сугубо спекулятивной. В этом плане стратегический разворот России на восток, как бы он ни интерпретировался в Европе, представляется на сегодня единственно разумным выходом из складывающейся ситуации с точки зрения выживания в санкционном режиме. И, видимо, это необходимо осознать не только в Берлине и в Брюсселе, но и кое-кому из российских политиков и бизнесменов, все еще надеющихся на будущее России в европейском контексте.