В штаб-квартире ООН Кристина Фернандес де Киршнер рассказала о хищнической деятельности хедж-фондов. Фото с сайта www.un.org
Постановление нью-йоркского судьи Томаса Гриесы о том, что Аргентина проявила неуважение к суду, отказавшись выполнять его решение об урегулировании долга с несогласившимися на реструктуризацию инвесторами, нарушает международное право, Устав ООН и Организации американских государств. Об этом заявил вчера МИД Аргентины. Президент Кристина Фернандес де Киршнер призывает международное сообщество принять законодательные меры, которые позволят ограничить деятельность «фондов-стервятников».
Томас Гриеса, который несколько лет ведет в Нью-Йоркском суде дело о споре Аргентины с кредиторами, в понедельник признал латиноамериканскую страну виновной в неуважении к американскому правосудию и попытках обойти ключевые положения вынесенного им ранее постановления. «Проблема в том, что Аргентинская Республика предпринимала и предпринимает шаги для того, чтобы попытаться избежать ключевых элементов постановления», – указал судья.
Решение США «нарушает международное право, Устав ООН и Организации американских государств», заявил в ответ МИД Аргентины. В документе отмечается, что Гриеса установил «печальный рекорд, став первым судьей, признавшим виновным в неуважении к правосудию суверенное государство за то, что оно рассчитывается со своими долгами».
Судья принял такое решение после того, как «потерпели крах его попытки воспрепятствовать реструктуризации внешнего долга» Аргентины, говорится в заявлении МИДа. «Правительство Аргентины подтверждает свою решимость продолжать защищать национальный суверенитет страны и призывает США принять юрисдикцию Международного суда ООН как места для разрешения спора между двумя государствами», – подчеркнули во внешнеполитическом ведомстве.
Источник в постпредстве Аргентины при ООН в Нью-Йорке рассказал «НГ», что еще некоторое время назад в Буэнос-Айресе заявили: любые решения судов США, которые будут создавать препятствия для реструктуризации суверенного долга Аргентины или же поставят под сомнение решения органов политической власти страны, станут вмешательством в ее внутренние дела. Об этом говорилось в ноте посольства Аргентины администрации США и в письме постпреда Аргентины при ООН Марии Кристины Персеваль госсекретарю Джону Керри. Однако ответы на эти обращения так и не поступили.
Неудивительно, что тон выступления на минувшей неделе президента Аргентины Кристины Фернандес де Киршнер на Генассамблее ООН был весьма воинственным. Она осудила деятельность «фондов-стервятников» – хедж-фондов, которые за бесценок скупают долговые обязательства стран, испытывающих финансовые трудности, а потом через суд требуют с должников компенсации в значительно превышающем размере. Хищническая деятельность таких инвесторов отражает несовершенство и несправедливость глобальной финансовой системы и негативно сказывается на ситуации в странах-должниках. Лидер Аргентины призвала страны – члены ООН принять законодательные меры, которые позволят ограничить деятельность «фондов-стервятников».
Именно они, как пишут аргентинские СМИ, мутят воду в ситуации с погашением долгов Буэнос-Айреса. Напомним, что после дефолта 2001 года Аргентина реструктурировала 93% своего госдолга на сумму 100 млрд долл. Владельцам дефолтных облигаций был предложен обмен на новые бумаги с дисконтом около 70% к первоначальной стоимости. Однако владельцы остальных 7% долговых бумаг, представляющие те самые «фонды-стервятники» NML Capital и Aurelius Capital Management, на списание не согласились и требуют 100-процентного погашения задолженности. Судья Гриеса встал на защиту интересов американских кредиторов и обязал Аргентину выплатить им 1,33 млрд долл. Разумеется, такая сумма у Аргентины имеется. Однако правительство опасается, что выплата долга хедж-фондам приведет к цепной реакции: кредиторы, согласившиеся с реструктуризацией, могут потребовать для себя более выгодных условий. И в этом случае Аргентине пришлось бы выложить сразу 120 млрд.
До недавнего времени выплаты по облигациям госдолга производились через счет в Bank of New York Mellon, куда правительство Аргентины 26 июня перечислило 539 тыс. долл. Однако Гриеса признал этот платеж недействительным, требуя, чтобы Буэнос-Айрес сначала рассчитался с кредиторами, которые не приняли условия реструктуризации. Переговоры через месяц между аргентинским правительством и «фондами-стервятниками» не увенчались успехом, что дало повод говорить о техническом дефолте по отношению к держателям реструктурированного долга.
Впрочем, Аргентина не считает это дефолтом, поскольку готова выполнять свои обязательства перед кредиторами. Буэнос-Айрес предложил держателям реструктурированных облигаций получать свои проценты в аргентинском банке Banco de la Nacion Fideicomiso, чтобы тем самым избежать вмешательства американского судьи, который и расценил этот шаг как попытку уклониться от выполнения его решения.
Правда, Гриеса заявил, что примет решение о мере наказания для Аргентины в другой раз. При этом он пока не удовлетворил требование кредиторов наложить на Аргентину штраф в размере 50 тыс. долл. за каждый день просрочки платежа. Однако пригрозил: в случае если Аргентина не пойдет на уступки, ей светит запрет на ведение дел с американскими банками.
Неурегулированность долговой проблемы осложняет внутриполитическую и экономическую ситуацию в Аргентине. По данным соцопросов, теряет популярность министр экономики Аксель Кисиллоф, курирующий по поручению Киршнер долговой вопрос. Негативно его воспринимают уже 66,9% респондентов. Число тех, кто считает, что к концу года аргентинская экономика будет находиться в «плохом» или «очень плохом состоянии», увеличилось с 60,9% в августе до 62,2% в сентябре. А ведь на следующий год в Аргентине назначены президентские выборы. По мнению политологов, в случае продолжения судебной тяжбы из-за долгов и падения уровня жизни аргентинцев победу на выборах будет праздновать оппозиция.