В КНР Илхама Тоти осудили как идеолога сепаратистов. Фото Reuters
Время, когда Пекин наблюдал со стороны, как наглеет «террористический интернационал», закончилось. Уйгуры из Синьцзяна вступают в группировки джихадистов на Ближнем Востоке и в Южной Азии. Вернувшись, они создадут подполье на китайской территории. В свете этой угрозы МИД КНР высказался за международные усилия против террора. Но среди экспертов идет спор: стоит ли присоединяться к коалиции во главе с США?
Идеи исламского экстремизма зажгли воображение не только некоторых европейцев и американцев, но и части граждан КНР, живущих в Синьцзяне. Как сообщила газета Global Times, издаваемая Коммунистической партией, радикальные элементы из Синьцзяна вступили в террористические группировки в Ираке, Сирии и некоторых других странах Азии.
Публикуя такую информацию, Китай точь-в-точь повторяет тезис западных держав, доказывающих, что события на Ближнем Востоке несут угрозу их безопасности. Ведь боевики, получив соответствующую подготовку, могут вернуться в свои страны и начать там кампанию убийств.
До сих пор Китай не предлагал какой-либо помощи кампании против «Исламского государства» (ИГ), начатой американцами. Реакция КНР на хаос в Ираке и Сирии сводилась к тому, что она отзывала оттуда своих граждан. Китайские чиновники заявляли, что их страна не вмешивается в дела других государств. Но ведь Китай – постоянный член Совета Безопасности ООН. И теперь ему будет труднее занимать уклончивую позицию, пишет канадская газета Globe and Mail. Правда, пока МИД КНР ограничился общим призывом к международному сообществу объединить усилия против терроризма.
Однако среди китайских экспертов идет спор, имеет ли смысл присоединиться к коалиции против ИГ, которую сколачивают США. «Вступив в борьбу, мы покажем себя как активные участники, внесем вклад в дело мирового значения. На нас больше не будут смотреть как на людей, избегающих ответственности», – говорит Шэнь Динли, заместитель декана в Институте международных отношений Фуданьского университета в Шанхае. В то же время тут есть и риск. Китай сам может подвергнуться нападению.
А Ли Вэй, эксперт Китайского института современных международных отношений, утверждает, что Запад ведет двойную игру: «Помогать сирийским повстанцам – все равно, что кормить тигров, которые потом принесут еще больше бед». Ли также обвинил США и ЕС в том, что они дают убежище Мировому конгрессу уйгуров, который поддерживает террористов.
В беседе с «НГ» первый заместитель директора Российского института стратегических исследований Константин Кокарев отметил, что «прямой угрозы для Китая со стороны ИГ пока нет. Но в Пекине признают, что в условиях глобализации нельзя исключить взаимодействия между исламскими экстремистами на Ближнем Востоке и подпольем в Синьцзяне. Поэтому меры профилактического характера предпринимаются. Ведется разъяснительная работа, в том числе с духовенством, выделяются дополнительные средства для экономического развития. Укрепляется и военный сегмент, чтобы локализовать в случае необходимости волнения и демонстрации».
В нормализации обстановки в Синьцзяне заинтересована и Россия. Между нашими странами действует режим консультаций и оценки угроз для Центральной Азии, которые исходят из Афганистана, заключил эксперт.
Сколько же уйгуров подались в стан исламских радикалов? В июле китайский дипломат сказал, что 100 уйгуров отправились получать военную подготовку на Ближний Восток. По данным западных разведок, примерно 400 уйгуров обретаются под крылом талибов в племенном поясе Пакистана. Все это свидетельствует, что Китай не кричит: «Волк!», как пастух из известной сказки. Проблема терроризма для него реальна, говорит Грег Бартон, профессор университета в Мельбурне. Но в то же время, как он считает, это не оправдывает нарушений прав человека в Синьцзяне.
Новый повод для таких обвинений по адресу Пекина, по мнению западных комментаторов, дал суд над уйгурским ученым, профессором Университета национальностей в Пекине Илхамом Тоти. Суд приговорил его к пожизненному заключению. Профессору предъявили обвинение в сепаратизме. Суд постановил также конфисковать его личную собственность, передало агентство Reuters. «Это совершенно неприемлемо. Дело в высшей степени политизировано. Будет подана апелляция», – сказал адвокат Тоти.
На приговор откликнулся Белый дом. Президент США Барак Обама заявил, что он выражает солидарность с людьми, подвергнутыми заключению, такими, как Тоти и лауреат Нобелевской премии мира Лю Сяобо.