Лидер Лейбористской партии Эд Милибэнд призывает шотландцев остаться в составе Великобритании. Фото Reuters
Британские власти предпринимают отчаянные попытки отговорить шотландцев от голосования за выход страны из Соединенного Королевства. Премьер-министр Дэвид Кэмерон обратился к гражданам региона с письменным воззванием, которое опубликовала газета Daily Mail и процитировали другие влиятельные издания. Вчера лидеры основных британских партий прибыли в Шотландию, чтобы попытаться лично отговорить ее жителей голосовать за независимость.
Британский премьер-министр и лидер Консервативной партии Дэвид Кэмерон отправился в Шотландию вместе с лидером лейбористов Эдом Милибэндом и главой Либерально-демократической партии, вице-премьером Николасом Клеггом.
За шесть дней до референдума политики возглавили кампанию за сохранение единства Великобритании и даже отложили ради нее традиционные дебаты в парламенте в среду. Лидеры партий по отдельности выступают перед шотландцами. «Мы договорились выходить к людям отдельно друг от друга, но действовать сообща», – цитирует Guardian лидера Лейбористской партии.
Дэвид Кэмерон до этого обратился к шотландскому населению в письменной форме. В опубликованном и многократно процитированном в прессе письме было выражено убеждение, что выход региона из состава Соединенного Королевства – «особенной», по его мнению, страны – «разорвет союз, который является предметом зависти всего мира». Шотландский суверенитет, к которому так стремится лидер Шотландской национальной партии (ШНП) Алекс Сэлмонд, Кэмерон назвал «прыжком в темноту». «Прыжок в темноту с голосом «за» или «светлое будущее с голосом «против»: такую альтернативу предложил шотландцам премьер.
«Мы отчаянно хотим, чтобы вы остались, – говорится в эмоциональном воззвании. – Наш союз драгоценен. Не разрывайте его! Если мы останемся вместе, то мы сможем строить лучшее будущее для наших детей». Кэмерон напоминает жителям Шотландии о совместных достижениях британских регионов: шотландском просвещении XVIII века, отмене рабства, победе над фашизмом. В тексте также упоминаются современные британские достижения: к примеру, система пенсионных выплат, а также национальная система здравоохранения, которая гарантирует бесплатную медицинскую помощь любому гражданину страны. Премьер также подчеркнул необратимость решения, которое шотландцы примут на референдуме 18 сентября: «Если Соединенное Королевство распадется, то это будет навсегда».
Глава шотландских националистов Алекс Сэлмонд заметил, что приезд трех британских политиков и их попытки убедить население не голосовать за отделение от Королевства только укрепят позиции сторонников шотландского суверенитета. «Такая спонтанная реакция говорит о панике, которую испытывают представители Вестминстера, потому что шотландская земля буквально уходит у них из-под ног», – прокомментировал Сэлмонд агитационную кампанию Кэмерона, Клегга и Милибэнда.
Как показал нашумевший опрос общественного мнения, проведенный компанией Yougov, более половины (51%) избирателей готовы сказать независимой Шотландии «да». Однако и.о. директора Института Европы РАН, доктор политических наук Алексей Громыко не считает, что этот показатель свидетельствует о перспективе независимости для Шотландии. «Среди шотландского населения был большой процент неопределившихся, – пояснил эксперт. – И многие неопределившиеся в опросе высказались в поддержку независимости. Но это не значит, что на референдуме они проголосуют так же». Громыко считает, что скорее всего 18 сентября противники сепаратизма хоть с небольшим перевесом, но победят сторонников шотландского суверенитета.
«Нет ничего странного в нежелании руководства страны, чтобы эта страна распалась. Сохранить страну в целостном виде – вполне естественное желание, – прокомментировал эксперт действия лидеров трех британских партий. – К тому же отделение самого крупного после Англии региона нанесет огромный ущерб репутации Великобритании, приведет к дестабилизации фунта стерлингов и ослаблению Соединенного Королевства как одного из ведущих и влиятельных государств мира». Безусловно, активные действия Кэмерона, Милибэнда и Клегга были бы уместнее не за несколько дней до референдума, а ранее. «Но даже если большинство шотландцев проголосует за выход из состава Великобритании, переговоры по поводу условий отделения региона могут затянуться на несколько лет, – подвел итог эксперт. – Трудно прогнозировать, каким будет итог этих переговоров. Особенно если нынешнее шотландское правительство не удержится у власти».