В Пекине торжественно отметили годовщину победы над Японией.
Фото с сайта www.news.cn
Вчера председатель КНР Си Цзиньпин принял участие в церемонии, посвященной капитуляции Японии в войне. Отныне 3 сентября станет днем, когда чествуют героев Сопротивления. Это событие прошло на фоне обострения территориального спора между Пекином и Токио. Но премьер-министр Японии Синдзо Абэ не оставляет надежды уладить разногласия путем компромисса. Как отмечают эксперты, он провел реорганизацию кабинета, повысив политика, поддерживающего неофициальные контакты с китайскими чиновниками.
В Китае вчера торжественно отмечали 69-ю годовщину победы над Японией во Второй мировой войне. В церемонии у музея в Пекине, рассказывающего о войне сопротивления китайского народа против японской агрессии, приняли участие Си Цзиньпин и другие члены постоянного комитета политбюро ЦК КПК.
Формально капитуляция прошла 2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури». Но, как передало агентство АР, отныне в Китае День Победы будет ежегодно отмечаться 3 сентября. Прием по случаю этого события состоялся и в посольстве КНР в Москве. На нем был показан документальный фильм, где рассказывалось о вкладе Советского Союза в разгром милитаристской Японии. Присутствовал полковник в отставке Владимир Дергачев, 1923 года рождения, и другие ветераны, которые освобождали северо-восток Китая от захватчиков. Они говорили о традициях боевого братства между российскими и китайскими воинами.
Зарубежные комментаторы связывают состоявшуюся церемонию с японо-китайским спором из-за островов Сенкаку (Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море. В свое время лидер КНР Дэн Сяопин и японские политики договорились отложить решение этого конфликта на усмотрение будущих поколений. Однако Токио два года назад национализировал острова, которыми ранее владели частные лица. Это добавило поленьев в костер спора.
По иронии судьбы памятные мероприятия в Пекине совпали с перетасовкой японского кабинета министров. По требованию премьера Абэ правительство в полном составе подало в отставку. Это обычная в парламентской практике страны процедура, позволяющая премьеру освежить кабинет. Зарубежные комментаторы не без удивления отмечают, что пять министерских постов займут женщины. Глава правительства надеется, что это улучшит рейтинг кабинета. В Японии в отличие от Франции, США, других стран Запада женщины реже занимают руководящие должности на государственной службе и в частных корпорациях.
Газета Japan Times подчеркивает, что, проводя перестановки, Абэ делает упор на стабильность. В частности, Фумио Кисида останется министром иностранных дел, а Таро Асо – министром финансов. Но агентство Reuters выделяет два назначения, которые имеют непосредственное отношение к конфликту с Китаем. Премьер пересадил в кресло генерального секретаря правящей Либерально-демократической партии (ЛДП) министра юстиции Садаказу Танигаки. Генеральный секретарь контролирует фонды партии и отвечает за предстоящие выборы губернаторов. Летом ЛДП в одном из округов на губернаторских выборах потеряла голоса. Это объясняется тем, что Абэ, призывающий к созданию мощных вооруженных сил, расширил полномочия правительства в вопросе ведения боевых действий за рубежом. В результате упало значение тех положений Конституции, которые декларируют в принципе отказ Японии от войны.
Если у Абэ репутация «ястреба», то у Танигаки – «голубя». Его повышение, как надеются в штабе ЛДП, улучшит имидж премьера внутри страны и за границей, возможно, даже в Китае. Но еще более широкий отклик вызвало назначение 75-летнего законодателя Тошихиро Никая на должность председателя генерального совета ЛДП, высшего органа партии, принимающего решения. Никай считается прокитайски настроенным деятелем. У него есть широкая сеть контактов в Пекине.
В беседе с «НГ» руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов подчеркнул, что «Абэ ищет пути к улучшению отношений с Китаем. Они ненормальны, и это наносит экономический ущерб обеим сторонам. Китай занимает жесткую позицию. Его требования сводятся к двум моментам: Япония должна признать существование территориального спора. Во-вторых, китайцев возмущает посещение японскими лидерами храма Ясукуни в Токио, где находятся таблички с именами павших воинов, а среди них и военных преступников, осужденных Международным трибуналом. В Пекине эти посещения расценивают как попытки обелить тех, кто совершил военные преступления».
15 августа, в день, когда в 1945 году император зачитал по радио рескрипт о прекращении войны, Абэ не поехал в храм. Это было сигналом Пекину. Прогресс на пути к примирению, как надеются в Токио, может быть достигнут в ноябре на саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, который пройдет в Пекине. Там может состояться встреча Абэ с Си Цзиньпином, заключил эксперт.