Фото Reuters
В Вене вступили в завершающую стадию переговоры США, Британии, Франции, России, Китая и Германии с Тегераном. Их участники ранее согласились до 20 июля договориться о снятии экономических санкций с Ирана в обмен на гарантии мирного характера его ядерной программы. Однако госсекретарь США Джон Керри дал понять: шансов на компромисс мало. Вашингтон утверждает, что Иран возражает против главного требования Запада – сократить темпы обогащения урана. Более того, по словам верховного лидера Исламской Республики аятоллы Али Хаменеи, стране нужно увеличить объемы обогащения в 19 раз.
Госсекретарь Джон Керри, министры иностранных дел Великобритании, Франции и ФРГ, а также представители МИД РФ и Китая должны были провести вчера в Вене переговоры с главой МИД Ирана Мохаммадом Джавадом Зарифом.
Ожидалось, что нынешняя встреча будет иметь ключевое значение. Ведь «шестерка» и Тегеран договорились, что до 20 июля они заключат сделку, которая ограничит его возможности создать ядерную бомбу в обмен на снятие международных санкций.
Американские дипломаты называли 20 июля окончательным сроком, позже которого толковать будет не о чем. Однако глубокие разногласия между Тегераном и «шестеркой» так и не были преодолены. Поэтому, как передает агентство АР, переговоры скорее всего будут продолжены и после 20 июля.
В то время как западные страны были представлены главами дипломатических ведомств, Россия и Китай посылают на встречу чиновников более низкого ранга. В Москве и Пекине сознают, что продление переговоров неизбежно, пишут в этой связи западные комментаторы. От РФ в переговорах будет участвовать заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков. Глава МИДа Сергей Лавров, как уже сообщалось, сопровождает президента Владимира Путина в поездке по Латинской Америке.
Самые глубокие разногласия остаются между Тегераном и Вашингтоном. Споры между ними идут о том, каковы будут долгосрочные ограничения для Ирана на обогащение урана и производство плутония. Оба эти вещества представляют собой компоненты, которые используются в ядерных боеголовках. Если Иран пойдет на эти соглашения, то США и другие державы отменят торговые и нефтяные санкции против Тегерана.
В Иране сторонники жесткой линии противятся любым уступкам, которые мог бы сделать президент Хасан Рухани (его считают приверженцем умеренной политики по отношению к Западу). Не менее воинственно настроены многие конгрессмены в США. Республиканцы и демократы грозят заблокировать любую возможную договоренность, которая позволила бы Ирану сохранить какое-то оборудование, позволяющее обогащать уран.
За переговорами пристально следят оппоненты Ирана в регионе – Израиль и Саудовская Аравия. Они крайне скептически относятся к любой сделке, которая, с их точки зрения, позволит Исламской Республике избежать международного давления и приблизиться к вступлению в неофициальный «ядерный клуб».
Настроения скептиков могут только укрепиться после того, как по ядерному вопросу высказался не кто иной, как верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи. По его словам, Ирану в ближайшие годы нужно увеличить объемы обогащения в 19 раз по сравнению с нынешним уровнем. Хаменеи прежде не говорил детально о ядерных делах. Возможно, он решил предостеречь команду своих переговорщиков, чтобы они не шли на уступки, пишет Los Angeles Times. Впрочем, иранские дипломаты всегда стремились найти такой компромисс, который сохранил бы большую часть ядерной программы и обеспечил снятие санкций.