Фото Reuters
Несмотря на явные уступки Кремля в украинском конфликте, к которым в первую очередь относится отказ от использования вооруженных сил за пределами страны (на территории Украины), Запад не намерен отказываться от санкций. Как известно, на днях президент США Барак Обама призвал Владимира Путина остановить поставки оружия на восток Украины и перестать оказывать помощь сепаратистам, пригрозив новыми санкциями в противном случае. В том же духе высказался и британский премьер, которому явно не нравится даже моральная поддержка Россией непризнанных республик на востоке Украины.
Речь идет теперь уже о секторальных ограничениях. Примечательно, что эти заявления последовали после завершения визита российского президента в Австрию, в ходе которого были подписаны выгодные и для Европы, и для России экономические соглашения. Кстати, накануне Совет Евросоюза не рекомендовал вводить на саммите ЕС новые санкции против России. Хотя незадолго до этого президент Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу и главы правительств стран Балтии на прошедшей в Таллине встрече как раз предлагали обсудить введение новых санкций в отношении России.
Создается впечатление, что санкции становятся самоцелью западной политики в отношении России. В этой связи заслуживает внимания анализ, подготовленный экспертами одного из ведущих немецких исследовательских центров – Фонда науки и политики. Эта организация считается консультационным органом германского правительства. На днях ее специалисты выступили с требованием введения третьей ступени санкций против России. Какие же отрасли российской экономики должны затронуть санкции Запада, которые причисляют к жестким и называют секторальными?
В указе о санкциях в отношении РФ президент США Барак Обама перечислил отрасли российской промышленности, которые могут пострадать после их введения: финансовая, энергетическая, горно-металлургическая, машиностроительная, оборонная и другие. Речь, в частности, идет о жестких ограничениях поставок российских энергоресурсов, а также об ограничении импорта и экспорта определенных товаров. Как сообщает немецкое информационное агентство Deutsche Welle (DW), «эти меры приведут к тому, что торговля и операции на рынке между ЕС и РФ, а также между США и Россией будут ограничены или вообще прекратятся».
Чем же обосновывают немецкие эксперты необходимость введения новых санкций?
По их мнению, вооруженный конфликт на востоке Украины обостряется, что ведет к значительному ухудшению ситуации с правами человека в регионах, где провозглашены Луганская и Донецкая народные республики. Против такой констатации фактов возразить нечего. Однако вину за это авторы исследования возлагают исключительно на Россию. Чем дольше продолжается вооруженный конфликт, тем меньше шансов на его мирное урегулирование. Эксперты допускают, что имеет место прямая поддержка со стороны Москвы «сепаратистов» в Восточной Украине. Они указывают, что Кремль пока не дистанцировался публично от сепаратистских устремлений Луганской и Донецкой народных республик. Эксперты озабочены тем, что без стабилизации украинский президент Порошенко не может приступить к проведению реформ.
С другой стороны, немецкие эксперты явно озабочены противоречиями среди членов ЕС в отношении этих санкций. Далеко идущие ограничения, по мысли авторов анализа, должны продемонстрировать сплоченность европейского сообщества. Поскольку Россия в этом сомневается, если не применить третью ступень санкций, в Кремле создастся впечатление о слабости и раздробленности ЕС. А это, мол, не стимулирует российскую элиту, чтобы изменить свою позицию по Украине.
Понятно, что эксперты фонда понимают, что ЕС переживает не самые легкие времена, которые обусловлены как разногласиями в отношении дальнейшего развития интеграции внутри сообщества, так и переживаемыми сейчас экономическими трудностями. Таким образом, по мысли экспертов фонда, согласование третьей ступени антироссийских санкций должно стать инструментом объединения стран – членов ЕС.
Несомненно, что важную роль в поддержке требований Обамы и Кэмерона играет идея трансатлантической солидарности, которая после скандалов, связанных с разоблачениями бывшего сотрудника американского Агентства национальной безопасности Сноудена, переживает не лучшие времена. В этой связи эксперты фонда отмечают, что повышение уровня давления на Кремль без активного участия в санкциях ЕС невозможно. Ведь именно Европа является самым большим торговым партнером России. Торговый оборот ЕС–Россия в 14 раз выше, чем у США. Европейские банки тесно переплетены с российскими.
Однако именно поставки энергоресурсов представляют собой наиболее уязвимую цель для атаки в плане зависимости российского бюджета от экспорта нефти и газа. Но, признают эксперты, зависимость от российских энергоресурсов действует сдерживающим образом на готовность Европы поддержать США.
Какие выводы можно сделать из анализа немецких экспертов? Конечно, необходимо считаться с усилением американского давления на европейские страны. Ведь уже сейчас, если судить по недавнему выступлению в германском Бундестаге лидера немецкой Левой партии Грегора Гизи, нынешний украинский конфликт все больше воспринимается в Европе как противостояние России и США. Американцев в этом плане будут поддерживать как сторонники трансатлантической солидарности, так и сторонники углубления евроинтеграции. Однако успех Белого дома на пути перевода нынешнего конфликта с Россией из чисто тактической зоны в область стратегии на сегодня выглядит достаточно проблематично.