Президент Ирана Хасан Рухани заинтересован в том, чтобы наладить поставки нефти и газа в Старый Свет. Фото с сайта www.president.ir
В среду в Вене началась официальная часть переговоров Ирана и «шестерки» международных посредников по выработке всеобъемлющего соглашения, направленного на снятие озабоченностей вокруг ядерной программы Тегерана. Согласно данным источников, разногласия между сторонами преодолимы, и сделка может быть достигнута до дедлайна - 20 июля. В обмен с Ирана будут постепенно сняты все экономические санкции. Прогресс на переговорах связан в числе прочего с украинским кризисом, так как Евросоюз стремится за счет иранских поставок снизить зависимость от российских энергоносителей.
Высокопоставленный американский чиновник опроверг появившиеся в прессе сообщения о том, что достижение всеобъемлющего соглашения практически гарантировано. Он пояснил, что Иран, США, Великобритания, Франция, Германия, Россия и Китай на этой неделе приступают к работе над текстом документа, но это не означает, что сделка точно состоится. Проблемными вопросами остаются масштаб будущей деятельности Ирана по обогащению урана, совершенствование оборудования для очищения урана от примесных металлов, темпы снятия санкций, срок действия соглашения. Кроме того, в Вашингтоне считают, что частью пакета должна быть ракетная программа Ирана.
В то же время, по словам главы российской делегации, замминистра иностранных дел РФ Сергея Рябкова, первичные результаты к пятнице наиболее вероятны по двум направлениям дискуссии – ядерному реактору в Араке на тяжелой воде, который, как опасается Запад, может быть использован для создания плутониевой бомбы, и инспекциям МАГАТЭ. Дипломат уточнил, что от данного раунда готового текста ожидать нереально, но «определенные составляющие части итогового документа, пусть даже со скобками, с разногласными частями» стали бы неплохим результатом.
Как бы то ни было, замминистра иностранных дел Ирана Сейед Аббас Аракчи сообщил, что Исламская Республика полностью готова достичь соглашения до дедлайна. Наблюдатели отмечают признаки прогресса, которые тревожат критиков администрации Обамы в Конгрессе и Израиль. Они опасаются уступок Тегерану со стороны «шестерки». В этой связи министр обороны США Чак Хейгел в среду на заседании Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, проходящем в Саудовской Аравии, успокоил союзников: «Поскольку в переговорах наметился успех, я хочу заверить вас в двух вещах. Первое, на этих переговорах вопрос региональной безопасности ни в коем случае не станет предметом торга. Второе, несмотря на то что мы отдаем предпочтение дипломатическому решению, США будут сохранять готовность принимать все необходимые меры для того, чтобы Иран не разрабатывал ядерное оружие и соблюдал условия потенциального соглашения».
Верховный представитель ЕС по иностранным делам
и политике безопасности Кэтрин Эштон и министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф приступили к работе над «конкретными элементами» возможного соглашения. Фото Reuters |
В беседе с «НГ» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, специалист по Ирану Владимир Сажин объяснил причины крайней заинтересованности Запада в снятии санкций против Ирана. Для Евросоюза она прежде всего обусловлена чисто экономическими факторами. Брюссель ввел санкции в 2012 году. Они включали в себя ограничения по закупкам нефти в Иране, вывод Ирана из международной банковской системы SWIFT и прекращение страхования иранских торговых судов.
Наибольшие потери от антииранских санкций понесли южноевропейские страны (Испания, Италия, Греция, Португалия), которые закупали в Иране значительное количество нефти, и крупные компании, поскольку они ушли с иранского рынка. США в этом плане пострадали меньше, так как у них не было столь тесных связей с Ираном. По разным данным, Иран занимает первое-второе место в мире по разведанным запасам природного газа, второе-третье место по запасам нефти и готов поставлять их в Европу. Однако помимо отмены санкций ему для этого требуются огромные инвестиции, чтобы модернизировать нефтегазовую инфраструктуру. Тегеран заинтересован в том, чтобы получить эти капиталовложения, так что здесь экономические интересы Исламской Республики и ЕС совпадают.
Во-вторых, есть и политические мотивы, и они актуальны в первую очередь для США. «Расширение бизнес-связей с Ираном послужит тому, чтобы Евросоюз мог преодолеть зависимость от России, особенно в нефтегазовой сфере, – сказал Сажин. – И США, и ЕС хотят перетянуть Иран на свою сторону или хотя бы сделать его относительно нейтральным в украинском конфликте. Вне всяких сомнений, Брюссель сейчас в большей степени заинтересован в снятии санкций с Ирана, чем до украинских событий. Вместе с тем Иран не сможет сразу же обеспечить Евросоюз необходимым количеством газа и нефти или даже просто стать конкурентом России в Европе. Для этого нужны инвестиции и время».
Может ли Запад использовать отмену санкций против Ирана для того, чтобы снизить цены на энергоносители и тем самым нанести удар по российской экономике? По мнению эксперта, вклад Ирана в мировой нефтяной рынок не настолько велик, чтобы обрушить цены. Даже если Иран восстановит показатели экспорта нефти (2,4 млн барр. в сутки) досанкционного периода, то наверстает разницу всего в 1,6–1,7 млн барр. по сравнению с прошлым годом, когда Иран экспортировал около 700–750 тыс. барр. Притом что в мире ежедневно на рынок выбрасывается 90 млн барр. нефти.
Вчера в Москве генсек Форума стран-экспортеров газа иранец Сейед Мохаммад Хусейн Адели заявил о том, что в случае отмены санкций Тегеран будет искать рынки газа везде, но стремясь сотрудничать, а не соперничать с РФ в этом вопросе. По его мнению, отказ европейских стран от импорта газа из России вряд ли произойдет.