Парламент Сирии назначил дату президентских выборов. Фото Reuters
Голосование по кандидатуре президента Сирии назначено парламентом на 3 июня. Заявления претендентов с 22 апреля по 1 мая принимает Высший Конституционный суд САР. Имена кандидатов пока не названы, но никто не сомневается, что фаворитом станет Башар Асад. В ООН уже заявили, что затеянное Дамаском противоречит Женевским соглашениям. А Запад вновь ищет доказательства применения режимом химикатов против собственного народа.
«Проведение выборов в нынешних обстоятельствах во время продолжающегося конфликта и массовых перемещений нанесет ущерб политическому процессу и навредит перспективам политического урегулирования», – заявил Стефан Дюжаррик, официальный представитель генсека ООН. По его словам, этот шаг власти не соответствует Женевскому соглашению.
Запад и страны Персидского залива считают, что предстоящие выборы – «пародия на демократию», пишет Guardian. «Любые односторонние действия режима по проведению выборов полностью противоречат Женевскому коммюнике», – заявила представитель Госдепа США Джен Псаки. Вашингтон и Лондон пообещали не признавать итоги выборов. Но это Дамаск не остановит.
Президентский срок Башара Асада истекает 17 июля. В стране идет война. И даже некоторые его союзники, пишет New York Times, признают, что голосование провести сложно: около 9 млн сирийцев считаются перемещенными лицами, часть страны – под контролем боевиков. Но министр информации Сирии Омран аз-Зоуби заявил: «Мы не допустим задержки или отмены президентских выборов под предлогом ситуации в сфере безопасности, внутренней или внешней политике».
Согласно Конституции, в выборах могут участвовать кандидаты от разных партий и движений. Кандидат должен проживать в стране не менее 10 лет подряд, родители и жена его обязаны быть сирийцами, он должен получить поддержку 35 парламентариев и удостоверение личности от властей.
Соответствовать этим критериям могут представители нынешней власти, а также деятели внутренней сирийской оппозиции, которые за годы конфликта смогли найти общие точки соприкосновения с режимом и не покинули страну. Путь в президентское кресло закрыт внешней сирийской оппозиции: ее представители давно живут за рубежом и не смогут получить поддержку 35 парламентариев, даже если их близкая родня – сплошь этнические сирийцы.
Башар Асад не говорил о намерении баллотироваться на президентский пост, однако его окружение неоднократно заявляло, что этому нет никаких помех. В случае победы отсчет президентства для него начнется с нуля. «Он не сказал, хочет ли он стать президентом снова, однако его союзники в России и ливанском движении «Хезболлах», – утверждает Guardian, – уже предсказали, что он будет участвовать и победит». Причины тому – победы правительственной армии, помощь которой оказывает ливанское шиитское движение «Хезболлах». На минувшей неделе сирийский лидер заявил, что конфликт достиг «поворотного момента». Но северное и северо-восточное приграничье по-прежнему находится под контролем исламистов. Ряд районов Алеппо занят боевиками, из лагерей в Иордании оппозицией осуществляются вылазки в направлении Дамаска и Хомса.
Внешняя оппозиция чрезвычайно взбудоражена той стремительностью, с которой власти САР двигают страну к президентским выборам. Противники Асада затеяли войну, чтобы отстранить его от власти. И это основной вопрос, по которому не могут договориться в Женеве оппозиция в лице Нацкоалиции сирийских революционных и оппозиционных сил (НКСРОС) и представители режима. А теперь власть в Сирии разделят без НКСРОС. Монзер Акбик из Нацкоалиции заявил Reuters: «Асад не легитимен ни до этих театрализованных выборов, ни после них».
Противников Асада можно понять: Женевское коммюнике предписывает создание переходного правительства, а выборы – потом. Но и президента Сирии понять также легко: не проведи он выборы, после 17 июля страна останется без руководителя. Он не откажется от власти, тем более в военный период и в той ситуации, когда обстоятельства складываются в его пользу.
Вероятно, для того чтобы создать негативный фон на внешнем и внутреннем поле, оппоненты Асада вновь актуализируют тему химического оружия. Госдепартамент США сообщил, что располагает данными об использовании режимом токсичных промышленных химикатов 11 и 12 апреля в городе Кфар Зейта, находящемся под контролем повстанцев. Боевики обвинили власти в использовании против них хлора, сброшенного с вертолета. США ведут расследование с помощью ооновских химиков. Дамаск утверждает, что самодельная бомба с хлором была изготовлена и применена повстанцами. И завершает передачу боевого химоружия под контроль ООН. Обезврежено около 80% арсеналов, остальное собрано и опечатано. И ждет отправки на уничтожение.